search
main
0

Люди существуют друг для друга Цикл уроков по граждановедению в 8-м классе

Тема “Обязанности и ответственность”

Цель: раскрыть сущность одной из основных обязанностей гражданина – соблюдать требования закона и уважать права других граждан.
Задачи:
раскрыть содержание понятия “обязанность”; познакомить с видами юридической ответственности за неисполнение обязанности соблюдать закон.
Материалы к уроку: учебное пособие Я. Соколова; Всеобщая декларация прав человека (ст.29); Конституция РФ (ст.17, 35).
Понятия: обязанность, “диктатура закона”, юридическая ответственность, дисциплинарная ответственность, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность.
Эпиграф: “Люди существуют друг для друга” (Марк Аврелий).

1. Проводя урок по данной теме, следует учитывать, что курс граждановедения строится главным образом на разъяснении прав ребенка, личности, человека.
Этот и ряд последующих уроков должны развить представление детей о том, что не только права, но и обязанности определяют жизнь человека в свободном обществе. Неисполнение обязанностей ведет к серьезным последствиям. Извращенное представление о свободе как о вседозволенности опасно для общества. Русский историк В.Ключевский писал: “Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести”. У Б.Шоу есть замечательная мысль: “Свобода означает ответственность, вот почему многие ее так боятся”. Задача учителя – объяснить непреложную истину: исполнение обязанностей – лучшая гарантия прав!
Необходимо подчеркнуть: если люди уважают права других, выполняют свои обязанности, значит, права и свободы граждан в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаюся беззаконие, беспорядок, несправедливость. “В конечном счете порядок, и только порядок, создает свободу. Беспорядок создает рабство” (Ш.Пеги).
Задания для учащихся
Объясните, как вы понимаете это высказывание. Приведите примеры, доказывающие, что беспорядок порабощает людей, подчинает их чужой воле.
Расскажите о данных, собранных в процессе выполнения домашнего задания. Назовите обязанности, которые выполняют взрослые на работе, в семье, перед государством. Какие обязанности имеете вы?
Попробуйте к известным вам правам найти соответствующую им обязанность, например право на образование – обязанность учиться.
По итогам беседы вводится понятие “диктатура закона” (с.135 учебного пособия) и организуется работа над статьей 17 Конституции РФ “Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц” (с.136 учебного пособия).
2. Изучение теоретического материала необходимо сочетать с практической работой над игровыми заданиями.
1) Продолжите мысль Сенеки, римского философа: “Уважение начинается…” (с самоуважения).
2) Вставьте слова: “Граждане должны внести в свою деятельность такие понятия, как “______”, “________” и даже “________”, а не руководствоваться такими понятиями, как “желание”, “побуждение” или “интерес” (Ральф Кетчем). (“Обязанности”, “ответственность”, “долг”).

3) Секрет согласных:

? ??О?О??О? О??Е???Е ?А??ЫЙ ?Е?О?Е? ?А??Е ?Ы?О??ЯЕ? О??Е???Е??УЮ ?О?Ь ??А??А?И?А

(“В свободном обществе каждый человек также выполняет общественную роль гражданина”).
4) Продолжите мысль философа: “Благородный муж превыше всего почитает…” (долг).
5) Соедините слоги:

СН ЧУВ НО ТЬ ЧИ, СЕ СТЕ СЬ БОД СТ ЕН СВО ДУ ВА БЯ БУ ВО НЫМ УЧИ

(“Учись чувствовать себя свободным, будучи стесненным”).
6) Вторая буква:

КГЕРКАЕЖКДЕАКНЕСКТЕВКОЕТКРЕ
ЕКБЕУКЕЕТНИГНТГЕНРГЕНСГАН
КУОБУШКИУМКПУРКОУБКЛУЕКМУАКМ (Ральф Кетчем)

(“Гражданство требует интереса к общим проблемам”).
7) Задание 1 (с.139 учебного пособия).
8) Задание из раздела “Познай людей и самого себя” (с.140 учебного пособия).
3. Вопрос о видах юридической ответственности за нарушение закона изучается в объеме учебного пособия (с.136). Составляется схема “Виды юридической ответственности”.
Говоря о юридической ответственности, необходимо подчеркнуть мысль о том, что применять принуждение может только государство, его представители.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(См. схему 1).
Задания для учащхся
Выполните вставку-задание на с.137 учебного пособия.
Выполните задания 3 и 4 (с.139 учебного пособия).
В заключение урока целесообразно обсудить с учащимися понятие “ответственность”.
Вопросы для беседы
Какие утверждения в разделе “В мире мудрых мыслей” (с.141 учебного пособия) кажутся вам наиболее точными? Почему?
Считаете ли вы себя ответственным человеком? Почему?
Какую роль играет чувство ответственности в жизни людей и общества?
4. Домашнее задание
Возьмите интервью у налогоплательщика или сотрудника налоговой инспекции о сущности налоговой политики. Напишите сочинение-размышление “Может ли государство обойтись без налогов?”.

Тема “Уплата налогов”

Цель: охарактеризовать обязанности гражданина платить налоги.
Задачи: развить представления о назначении налогов в демократическом государстве; показать основания наступления и формы ответственности за нарушения налогового законодательства.
Материалы к уроку: учебное пособие, & 20; Конституция РФ; образец налоговой декларации.
Понятия: налог, налогоплательщик, налоговая декларация, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговые льготы, дотация, компенсация.
Эпиграф: “Ленивые и праздные люди в государстве подобны пчелам в улье, пожирающим труд пчел-работниц” (М.Сервантес).
1. При подготовке к уроку необходимо учитывать, что в общественном сознании сложилось негативное отношение к налогам, налоговой политике государства. Налогообложение связано с отчуждением части средств, заработанных трудом граждан. Низкий уровень правовой культуры проявляется в том, что люди видят в налогах посягательство государства на их собственность. Чрезвычайно важно показать школьникам сущность налогов и реальное содержание налоговой политики (которая, как известно, может быть справедливой или несправедливой).
Урок можно начать с повторения уже известного учащимся вопроса о доходной и расходной части бюджета государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

(См. схему 2).
Учащиеся записывают в тетредь определение понятия “налоги” (с.142 учебного пособия).
Задания для работы в группах
Прочатайте учебный текст на с.142-144. Попытайтесь выделить его главную мысль (уплата налогов – одна из основных обязанностей гражданина).
Почему граждане должны платить налоги? Можно ли представить себе общество, в котором государство не взимает налоги с граждан?
Выполните вставку-задание на с.143 учебного пособия. Какие расходы бюджета вы считаете ненужными?
Выполните вставку-задание на с.142 учебного пособия. Почему в развитых странах к тем, кто не платит налогов, относятся с осуждением и презрением?
Подводя итоги работы в группах, целесообразно выполнить задание 2 (с. 146 учебного пособия).
2. Вопрос об ответственности за неуплату налогов рассматривается в процессе работы с учебными текстом (с.145). Уместно предложить ребятам задание: выберите и обоснуйте правильный ответ.
За неуплату налогов наступает:
а) моральная ответственность;
б) моральная и юридическая ответственность;
в) юридическая ответственность.
Если есть возможность, целесообразно пригласить на урок инспектора налоговой службы и (или) предпринимателя, поставив перед ним вопросы: какой размер налога считает справедливым предприниматель? Отвечает ли мнение предпринимателя позиции государства? Поинтересуйтесь их отношением к следующей ситуации: предприниматель, узнав об увеличении ставки налогов, сказал: “Все равно буду платить столько, сколько считаю нужным. Пусть попробуют взять больше!”
3. Целесообразно кратко проинформировать ребят о видах налогов: прямые налоги (подоходный, с имущества, находящегося в собственности, с имущества, полученного в результате наследования или дарения, с земли, с прибыли и др.) и косвенные налоги (включаются в цену товаров).

Задание для учащихся
Составьте памятку налогоплательщика, используя учебный текст (с. 145-146 учебного посибия).

Памятка налогоплательщика
1. Помните! Чтобы правильно уплатить налоги, нужно вести строгий учет всех полученных доходов.
2. Основной вид налога, который платит каждый гражданин, – подоходный.
3. Нужно знать, при каких условиях гражданин обязан подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах.
4. За уклонение от уплаты налогов гражданин подлежит административной или уголовной ответственности.
Желательно показать школьникам декларацию о доходах и познакомить их с правилами ее заполнения.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что непрофессионалу трудно разобраться во всех тонкостях налогообложения. Но каждый гражданин должен иметь представление о главном законе, который регулирует вопросы уплаты налогов, – Налоговом кодексе РФ.
4. Домашнее задание
Проведите социологический опрос “Хочешь ли ты служить в армии?”, подготовьте газету-коллаж “Все об армии”.

Тема “Служба в армии”

Цель: охарактеризовать обязанность гражданина защищать Отечество.
Задачи: развить представления о сущности и назначении армии;
показать основные направления реформы армии;
раскрыть вопрос об ответственности за уклонение от несения военной службы.
Материалы к уроку: учебное пособие, & 21; материалы СМИ о воинской службе.
Понятия: оборона, агрессия, военная обязанность, призыв, отсрочка, альтернативная военная служба, служба по контракту, воинские уставы, присяга.
Эпиграф: “Не полюбивши долга, нельзя его исполнить” (И.А.Гончаров).
1. Вводная часть урока может быть проведена в форме путешествия в прошлое Российской Армии.
На доске оформляется выставка “Из истории Российской Армии”, где представлены рисунки и фотографии, позволяющие проследить основные вехи биографии Вооруженных Сил России: Куликовская битва, стояние на Угре, изгнание из Москвы польских захватчиков в 1612 г., Северная война, победы в Семилетней войне и др. Княжеские дружины, гвардейские полки Петра I и Екатерины II, сибирские дивизии в снегах Москвы в 1941 г., герои Отечественной войны 1812 г. – таковы герои выставки.
Под руководством учителя необходимо проанализировать роль армии в истории Российского государства. Уместно вспомнить о том, как комплектовалась армия: о рекрутских наборах, об обязательной воинской повинности, о добровольческой службе и народном ополчении.
2. Вопрос о конституционных нормах, определяющих прохождение воинской службы, изучается с опорой на статью 59 Конституции РФ (с.151 учебного пособия).
Вопросы для беседы
Что такое защита Отечества? Почему защита Отечества признается долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации?
Почему, по вашему мнению, в статье 59 Конституции сказано не только об обязанности, но и о долге граждан России защищать Отечество?
Обобщив ответы восьмиклассников, целесообразно предложить им прочитать учебный текст (с.151) и ответить на вопросы: из каких элементов складывается воинская обязанность? Какой закон определяет порядок прохождения военной службы?
Учитель может подчеркнуть, что исполнение воинской обязанности начинается с момента принятия Военной присяги перед Государственным флагом РФ и боевым знаменем воинской части. “Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требовния воинских устаов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, незавивимость и конституционный строй России, народ и Отечество”.
Сильное эмоциональное впечатление производит на ребят фрагмент из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”:

И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бординский бой.

3. Одной из острых проблем современной Российской Армии является нежеление многих молодых людей служить в Вооруженных Силах. В учебном пособии эта проблема всесторонне проанализирована, расставлены необходимые акценты (с.152-154). Целесообразно провести этот этап урока в форме комментированного чтения с выполнением предложенных в тексте вставок-заданий.
Работа над учебным пособием может быть дополнена проведением деловой игры “Военная служба: “за” и “против” либо беседой с преподавателем основ безопасности жизнедеятельности.
4. В заключение урока выполняются задания 2 и 3 (с.155 учебного пособия) и рассмативается вопрос об ответственности за уклонение от воинской службы (ст. 328 Уголовного кодекса РФ, с.155 учебного пособия).
Если есть время, полезно предложить учащимся задание из раздела “Познай людей и самого себя” (с.156 учебного пособия) и обсудить написанные ими обращения.
5. Домашнее задание
Нарисуйте экологический плакат или изготовьте коллажи на экологическую тему; сочините “вредные советы” в стиле Григория Остера по экологическим проблемам; подготовьте сочинение “Земля – наш общий дом”.
Тема “Защита природы”

Цель: раскрыть сущность конституционной обязанности гражданина охранять природу.
Задачи: развить предстваления учащихся об экологических проблемах страны;
показать основные направления охраны природы;
раскрыть некоторые аспекты ответственности за нарушение в сфере охраны природы.
Материалы к уроку: учебное пособие, & 22; экологические плакаты; материалы СМИ.
Понятия: экология, партия “зеленых”, экологические правонарушения, природоохранная прокуратура, броконьерство.
Эпиграф: “Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется” (Ф.Бэкон).
1. Урок можно начать словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Проснувшись утром, первым делом приведи в порядок планету!”
Задания для работы в группах
Прочитайте в учебном пособии (с.158) о значении слов “экология”, “экологические проблемы”.
Выполните вставку-задание на той же странице.
Обобщая ответы учащихся, необходимо обратить их внимание на вывод авторов учебного пособия: “Многие знают об экологических проблемах, но немногие представляют, как эти проблемы решать”.
Для конкретизации тезиса о сложности решения экологических проблем необходимо выполнить вставку-задание на с.158-159 учебного пособия.
2. Вопрос о путях решения экологических проблем рассматривается в процессе комментированного чтения учебного пособия (с.159-160) и выполнения познавательных заданий (на этих же станицах).
Вопросы для беседы
Какие обязанности по охране природы Конституция РФ возлагает на граждан?
Что могут сделать для сохранения природы общественные организации?
В чем состоит необходимость совершенствования природоохранного законодательства?
В тетрадях делаются записи.

Кто поможет сохранить природу?
Природоохранная прокуратура
Экологическая милиция
Комитеты и управления по охране
природы местных органов власти
“Гринпис”
Партия “зеленых”
Пресса
Телевидение
Школьники
3. Важный этап урока – практическая работа. Уместно провести защиту групповых проектов “Как спасти планету?”, “Экология и мы”, “Как прекрасен этот мир!”.
Интересные результаты может дать применение разработанной латвийскими педагогами ситуативной методики “Дерево принятия решения”. Предлагается конкретная ситуация.

Что делать с цементным заводом?
Местные власти решают, что делать с цементным заводом, устаревшим и приносящим вред природе района. Полная реконструкция обойдется в 1 млн. долларов. На заводе работают 1000 человек, которые уже полгода не получают зарплату. Другого предприятия на территории района нет. Отсутствует также и свободная земля.
Учащиеся под руководством учителя пытаются найти решение проблемы. Рисуется дерево, в корнях которого делается надпись: “Экологическая проблема”. Ученики должны предложить 3 варианта решения проблемы. Решение должно быть кратким и реальным. Все три решения записываются в основание трех ветвей дерева. В процессе обсуждения на каждой ветви дерева записываются хорошие и плохие результаты.
Выбор наилучшего решения осуществляется голосованием. Проводится обсуждение:
Почему вы голосовали за данное решение?
Почему вы отвергали другие решения?
Что общего и что различного было в предложенных решениях?
Важный вывод, к которому обычно приходят восьмиклассники: в природе все взаимосвязно, одно ошибочное решение может привести к катастрофе.
Можно предложить ребятам сочинить стихи в стиле Г.Остера “вредный совет” об охране природы.
Если ты решил в походе
скушать баночку тушенки,
не раздумывая долго,
топором ее открой.
А потом кусочки банки
разбросай по всей округе,
чтобы будущим туристам
было вспоминать о ком!

В заключение урока учащиеся отвечают на вопросы теста в разделе “Познай людей и самого себя” (с. 164 учебного пособия Я.Соколова, 8-й кл.).

Марина ШКРОБОВА,
кандидат педагогических наук, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте