Мастер-класс на тему «Литературная гостиная для старшеклассников «Зажги свою звезду»
I.
Мотивационный настрой.
На фоне музыки чтение стихов (на слайд проецируется перевод):
Эй джураи джон, бе ту джахонро чи кунам?
Бе ту гули сурхи аргувонро чи кунам?
Бе ту гули сурхи аргувон бисёрай,
Дил майли ту дорад, дигаронро чи кунам?
Перевод:
О, милая моя, не нужен мне этот мир без тебя!
Зачем мне этот алый прекрасный цветок без тебя?
Прекрасных алых цветков на свете полно…
Но сердце моё желает тебя, и только тебя!
Учитель: Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой–то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, манерах. Многие называют Восток мудрым. Многие – прекрасным.
Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с восточной поэзией, ее малыми формами (жанрами).
Не секрет, что шахи и султаны содержали корпусы придворных поэтов и даже воевали между собой за возможность иметь при дворе лучших и талантливейших. Они это делали не только потому, что любили истинную поэзию. Они знали, что стих популярного поэта тут же выйдет за пределы дворца, станет достоянием базара – средоточия идеологической жизни того времени.
II. Итак, тема мастер-класса – «Зажги свою звезду».
Цели: показать, какие методы и приемы я использую в урочной и внеурочной деятельности при работе с ТРКМ (технологией развития критического мышления), а также попытаться понять загадочную поэзию Востока, узнать и открыть новое, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Мы будем говорить о любовной лирике Востока в малых формах поэзии.
А каких авторов восточной поэзии вы знаете? (Джами Махтумкули, Низами Гянджеви, Носир Хисроу, Омар Хайям, Рудаки (родоначальник поэзии на фарси), Руми Саади, Хафиз Ширази, Фирдоуси).
Имена персидско-таджикских поэтов Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза Ширази, Саади, Руми стоят в «золотом ряду» мировой поэзии и так же знамениты, как имена Данте и Петрарки, Шекспира и Байрона, Гете и Шиллера, Пушкина и Лермонтова.
Переводы стихов персидско-таджикских поэтов или отклики и вариации на восточные темы есть у Жуковского и Пушкина, Фета и Есенина.
У прочитанного мною стихотворения нет автора – оно народное (халки). Но мы с вами будем работать с малыми авторскими жанрами поэзии
Какие жанры восточной поэзии вы знаете? (Бейт, рубаи, касыда, газель и т.д.)
Проведем мастер-класс в не совсем обычной форме – форме литературной гостиной «Встреча поэтов». Попробуем себя в роли стихотворцев, используя прием «Проба пера».
Попрошу фокус-группу – участников мастер-класса – сесть за столики.
Прием «Проба пера» позволяет развивать творческие способности учащихся, критическое мышление, вырабатывает умение создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты, развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое. Также данный прием неоценим в работе кружка «Юный журналист» и школьной газеты «Лицеист», редактором которой я являюсь.
Учитель: Вы будете работать в парах, разделитесь на пары. У вас на столах есть подсказка: как составлять стихи малых жанров (форм).
III. Пришла пора ознакомиться с жанрами восточной поэзии.
Бейт – двустишие, в котором содержится законченная мысль, может быть рифмованным и нерифмованным. В восточной поэзии из бейтов составляли газели, рубаи и т.п.
Тьма кос и лика лунный свет отняли все сполна:
И днем душе покоя нет, и ночью не до сна!
Газель состоит обычно из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте обычно упоминается имя автора. Основное содержание газелей – любовь, тоска влюбленных, философские раздумья.
Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу,
За родинку её отдам я и Самарканд, и Бухару. (Хафиз)
Рубаи — четверостишие, где рифмуются 1, 2 и 4 строки. Иногда рифмуются все 4 строчки. Это стих философского и любовного содержания, который содержит мысль, подчеркнутую в последней строке.
Цель творца и вершина творения – мы.
Мудрость, разум, источник прозрения – мы
Этот круг мироздания перстню подобен. –
В нем граненый алмаз, без сомнения, мы.
Хорошее слово на востоке ценилось всегда. В мирное время поэты выступали на народных праздниках, соревнуясь в умении создавать короткие стихи.
Мы проведем встречу поэтов в виде мушайры – публичного состязания на звание лучшего поэта Востока.
Мушайра — древний поэтический конкурс. Еще во времена Омара Хайяма самые знаменитые поэты боролись за звание лучшего. В награду победителю его имя вписывалось на священный камень Кааба в Мекке. Сегодня новые времена, и главный приз на подобных конкурсах – деньги.
IV. Что требуется от вас, уважаемые мастера художественного слова?
Создайте свои рубаи, бейты или газели. У вас на столах таблички с названием жанров, в которых надо будет творить.
А наградой победителю будет Звезда на восточном небосклоне.
V. А пока фокус-группа создает свои творения, поработаем с произведениями знаменитых персидско-таджикских поэтов. Я прочитаю замечательные стихотворения поэтов Востока, а вы попробуете их озаглавить, используя ключевые слова.
Пояснение к приемам «Подбери название», «Ключевые слова»
На уроках выделенные учащимися в тексте ключевые слова могут служить пунктами плана решения учебной задачи.
На данном этапе литературной гостиной прием «Ключевые слова» помогает актуализировать личностные смыслы при работе с текстом и правильно подбирать названия. Ключевые слова или фразы отражают суть отрывков.
Итак, озаглавьте отрывки и предположите, кто их авторы.
Учитель читает стихотворные фрагменты, одновременно они демонстрируются на экране.
1. Омар Хайям
За любовь к тебе пусть все осудят вокруг,
Мне с невеждами спорить, поверь, недосуг.
Лишь мужей исцеляет любовный напиток,
А ханжам он приносит жестокий недуг.
2. Абулькасим Фирдоуси:
Раздавши дары, не печалься о них,
Знай цену, о, сын мой, сокровищ земных.
Знай, царственной доли достоин лишь тот,
Кто с легкостью отдал бы в дар небосвод.
3. Рудаки:
О горе сердцу, страсти нет в котором,
Любовь в котором не вплелась узором.
Один лишь день, что без любви ты проведешь,
Бесплодный самый, смотрит так с укором.
4. Хафиз Ширази
Пусть вечно с сердцем дружит рок,— и большего не надо.
Повей, ширазский ветерок,— и большего не надо!
Любимой давней верен будь, привязан будь к отчизне.
Далеких не ищи дорог – и большего не надо!
5. Омар Хайям:
Поутру просыпается роза моя,
На ветру распускается роза моя.
О жестокое небо! Едва распустилась –
Как уже осыпается роза моя.
6. Саади.
Изнемогая от любви,
У ног твоих умру от счастья!
Лишь позови меня, Лейли,
Я сердце разорву на части.
7. Джелаладдин Руми
Любовь честна, и потому она
для исцеления души дана.
Любовь способна даровать нам речь,
Заставить петь и немоте обречь!
Учитель: Итак, фокус-группа готова. Я думаю, пришла пора зажечь звезды на восточном небосклоне.
Участники фокус-группы читают свои стихи.
Учитель: Вопрос залу: достойны ли наши поэты звезды на восточном небосклоне? Зажжем?
У каждого участника в руках своя звезда-светильник. Они зажигают свои звезды. Также можно приклеить стикеры-звезды на ткань или декорации.
VI. Демонстрация видеосюжета – отрывка из фильма «Королек – птичка певчая».
Учитель: Все вы, я уверена, помните замечательную историю любви Фериде и Кямрана в фильме, снятом по одноимённому роману Решата Нури Гюнтекина. Любви, которая смогла вынести неистовые удары судьбы и пройти через долгие годы, но всё же сохранить свою первоначальную чувственность и правдивость.
VII. Предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Приносит ли людям несчастная любовь минуты радости?». (Ответы зала)
VIII. Давайте попробуем аргументировать ваши мнения, поработав в технологии РАФТ.
Предлагаю участникам мастер-класса разделиться на 2 группы.
RAFT-технология – это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Тексты могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать обоснованные выводы, выносить свои оценки. ( Муштавинская И. В.)
Данная стратегия напоминает пятиэтапный способ написания текста, только в данном случае несколько четче структурируется процесс создания первичного текста.
Учащимся (в нашем случае фокус-группе) предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? (Несчастная любовь/Счастливая любовь)
А – аудиторией. Кому вы будете писать?
Ф – формой. В какой форме вы будете писать (монолог, эссе, рассказ и т.д).
Т – темой. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта структуризация помогает учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а кому-то – снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает боязнь оценки.
Итак, РАФТ
1 ГРУППА
2 ГРУППА
РОЛЬ
СЧАСТЛИВАЯ ЛЮБОВЬ
НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ
АУДИТОРИЯ
ЗАЛ
ФОРМА
МОНОЛОГ
ТЕМА
ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ (?)
ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ (?)
Учитель: На это задание вам, мои уважаемые помощники, дается 3 минуты.
IX. Залу я предлагаю послушать прекрасное стихотворение Омара Хайяма и насладиться визуальными образами.
Демонстрация видеоролика.
«История любви бывает разной»
История любви у всех бывает разной.
Бывает пылкая, бывает грустная, бывает и несчастной!
Бывает так, что чувства через мозг пролезть не могут от сомнений.
Что уберег, всё, что нажил, то и получишь без сомнений!
Я, повествую только о своём: что в жизни много разного и в нем
Мы усмотреть должны все краски бытия и была,
Чтоб не остаться у разбитого корыта.
Нам жизнь всегда подарит шанс:
Кого любить, кого нам ненавидеть дружно,
И главное, поверьте мне, не спутать реверанс,
Чтобы не кланяться том, кому не нужно.
Желаю счастья всем, кто любит и любим!
Ведь жизнь без красок делает безликим.
И мир, и жизнь, и радость, и любовь.
Любите, чтоб вас любили вновь!
Учитель: Итак, группы готовы? Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слушаем монологи групп). Приносит ли людям несчастная любовь минуты радости? (Вопросы участникам мастер-класса. Вопросы залу).
X. Тренинг «Чего и тебе желаю» для участников мастер-класса.
Учитель: Встаньте, пожалуйста, в круг. Будет лучше, если это будет полукруг, чтобы не стоять спиной к зрителю и залу.
Символом любви является сердце… Почему именно сердце? Почему люди говорят: люблю всем сердцем, а не почками или легкими, например, сердце разбито (от любви), а не голова или сломана рука? Почему именно сердце? Потому что сердце – наша жизнь. Сердцем можно чувствовать. Помните легенду о Данко, который вырвал свое сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям? Сердце – совершенный образ любви как силы, которая связывает мир. Вот почему говорят о двух половинках сердца.
Я передаю сердце (предмет в виде сердца, при этом называет имя участника) и говорю вам:
Омар Хайям советовал: «Храните ваши чувства». Любите и будьте любимы. Чего и тебе желаю. (Принявший передает сердце следующему, и так по кругу).
Учитель: Сегодня в образовательном процессе активно используются тренинговые технологии. Сейчас на этапе рефлексии мы провели тренинг «Чего и тебе желаю», который активно мобилизует, способствует социализации участника групповой работы, гармонизирует личность человека; способствует позитивному изменению Я – КОНЦЕПЦИИ.
XII. Залу я предлагаю следующее: Давайте мы с вами попробуем руками нарисовать сердце. Маленькое, среднее, большое… Поднимите руки и отправьте мысленно эти сердца дорогим вам людям. И пусть эти добрые сердца всегда вас окружают.
Лейла Джиоева, учитель русского языка и литературы Республиканского физико-математического лицея-интерната Республики Северная Осетия – Алания
Комментарии