Признаюсь, мне не очень импонирует слово «новатор» – оно как будто из времен ушедшего всеобуча. Когда в ходу были декларации вроде «нет плохих учеников, есть плохие учителя» или «учить всех и учить хорошо». И тем не менее к народному учителю СССР Софье Николаевне Лысенковой это определение по-прежнему как нельзя лучше приложимо. 60 лет в школе и почти все эти годы «в эксперименте», что называется, по нарастающей. Ее идея опережения успешно опробована в решении проблем новой программы 1968 года. Метод пошел в работе с шестилетками; с классом э (эстетическим); «я», «л» (подготовка к школе). И наконец – в условиях классического пансиона МГУ. Куда шесть лет назад ее пригласили работать. «Софья Николаевна, ваши дети говорящие, а наши молчат. Помогите».
Аня скучает по «десяткам»
– Софья Николаевна, работая по программе 1-3, вы умудрялись опережать учебный год на целую четверть. Во всех классах он у вас заканчивался 15 марта. Сейчас дела еще «круче»: первоклассники и по 2-му классу пробегаются, во 2-м – и по всему 3-му… В этом «и», верно, и есть секрет нынешнего глубокого опережения?
– Верно.
– Но это же бешеный темп работы на уроке…
– А тут вы ошибаетесь. Опережение – это не бездумная гонка вперед любыми средствами. Не шесть часов на тему вместо отведенных восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени, заданного программой, до нужного, запланированного учителем на прохождение каждой сложной темы. Мы ведь такую тему начинаем изучать не тогда, когда «показывает» программа, а много раньше. Это и становится перспективой, которая помогает предотвратить отставание и перегрузку, исключить недочеты и пробелы в знаниях. Перспектива – это возможность попутно проходить трудную тему, причем накладывая новое на текущий материал. Скажем, испокон веку на «сложение через десяток» в 1-м классе давалось четыре урока плюс один закрепительный. А я по своей методике отпускаю 60. И так все трудные темы имеют это движение: перспектива – обобщение – фактическое опережение. Так накапливается резерв времени, «хвостики экономии». Идет развитие навыков. А за этим та же таблица умножения, которую дети знают «на автомате». Ежедневное чтение, которое «решает» и математические задачи, и грамматические…
– Помните, на встрече в Останкино ваш ученик, первоклассник, прилюдно грамотно написал трудное предложение и блестяще ответил на три очень нелегких вопроса?
– Еще бы, Кирилл Любушкин. Его тогда на встрече в работе увидели воспитатели детского сада и удивлялись: «Смотрите-ка, Любушкин-то наш поумнел!» Каким же, думаю, они его выпускали! А все очень просто: материал шел «на перспективу». Поднимает руку – ответить не может, но меня это нисколько не беспокоит. Вся перспектива идет без домашних заданий. Первое Кирилл получил на 72-м уроке от начала изучения темы «Склонение существительных» (программа отводит только 50). Кто ж тут не ответит! Свою всенародную пятерку Кирилл получил на 73-м.
– То есть вы домашние задания в день объяснения нового материала на уроке, как это принято, не задаете?
– Зачем? Отсюда же нарушения режима, просиживание часами за уроками… Домашнее задание на этапе обобщения (на основе опережения) доступно для каждого ученика. В режиме времени гарантируются чтение, занятия по интересам, отдых.
Мне рассказывали, одна девочка пропустила школу, потому что сдавала экзамены в музыкальной. Учительница, выслушав объяснения, заявила: «Меня та твоя школа не интересует». А меня очень даже интересует всякая школа, которая за школой. Мы с родителями сразу оговариваем: хорошо, если бы ребенок посещал что-нибудь для здоровья и для души. А я в свою очередь создаю для этого детям необходимые условия: самое трудное проходим в классе, на уроке.
– Отметки ставите?
– В перспективный период никаких «3», тем более «2». Работаю по десятибалльной системе: «6», «7», «8» за ответы сверх программы. Издавна известна окрыляющая сила успеха.
Была у нас одна девочка, способная. Родители перевели ее по каким-то причинам в другую школу. Спрашиваю подружек: «Ну как там Аня?» – «Все хорошо. Только скучает по «десяткам».
Вместе, врозь – одновременно
– Вижу, Софья Николаевна, сейчас вас буквально захватил новый эксперимент под условным названием: «два класса в одном» или «вместе и врозь». Сначала спрошу: почему?
– Потому что я по-прежнему утверждаю, что все дети должны учиться вместе. Я против отбора, разделения на одаренных и «всех остальных». Боль за этих «остальных» вывела мое опережение в предшколу. Начало учения всегда было и остается сверхтрудным, для слабых детей стало в последние годы прямо трагичным. Объединение их в отдельные классы и «выселение» на нижние этажи школы никакого выравнивания не производит. Картина неприглядная: этот класс – напоказ, этот – на выброс. Моя забота – об этих детях.
– Судя по всему, вашим нынешним слабым повезло: они стабильно на подъеме. А большинство сильных легко перемахнули из 3-го в 5-й.
– Неудивительно: опережение не сдерживает сильных и в то же время работает на слабых.
Эти дети пришли ко мне во второй класс из разных школ и оказались на противоположных полюсах: половина, как теперь говорят, продвинутая. Другая – «слабое звено», даже проблемное. Так, сама ситуация подсказала, подтолкнула к новому продвижению опережения.
…Вот, например, два мальчика, из тех, кому школьная «высота» не дается. Усваивают только «долечку», частично и то на очень-очень «долгом времени». Хотя один из них учился в 1-м классе «по Занкову», не мог даже делить слова на слоги. Зато на первом же уроке закричал: «Не хочу «4», хочу «5»!» В его медицинской карте значилось: «неврастения». Одно движение рук – и с парты кому в голову, кому в глаз летело все, что ни попадя. Не сразу, постепенно Слава становился спокойнее, относился к происходящему в классе все более заинтересованно и уже к концу 3-го высиживал урок.
Семья Левона приехала из Армении. Мальчик с трудом входил в язык, не понимал половины слов…
О том, какая у нас в классе сложилась необычная ситуация, предупредила на родительском собрании после окончания первой четверти: «Вот и получается, что слабые должны иметь рядом «живую опору» в лице более сильных. Которые своими знаниями, поведением, заинтересованностью в учебе невольно влияют на атмосферу в классе, успешность сверстников. А это важно: лентяев делает неуспех». И еще я сказала, что большинство наверняка перейдут из 3-го класса в 5-й. Установка такая: сильные будут «на спросе», их менее успешные товарищи – «на перспективе». Так что, если ученик не отвечал на вопрос «из 4-го класса», я просто не придавала этому значения. Держать опережение – значит иметь возможность дифференцировать опрос. Выполняет класс одну и ту же работу, а контроль знаний идет дифференцированно. И если не справляется кто-то с контрольной, предлагаю другую, по норме третьего класса. И еще, есть у нас такая волшебная лестница, которая «запускается» при объяснении трудной темы. Тут каждый, пусть не сразу, стремится стать ведущим. Потому что учит не только учитель, учит ученик, когда мыслит вслух и тем самым ведет за собой остальных. Ведет! Невольно в процессе учебной деятельности.
– Так все-таки вы свое обещание выполнили? Всех вытянули?
– По окончании 3-го класса в дневниках у большинства детей появилась запись: «переведен из 3-го класса в 5-й». А те наши двое сложных мальчиков стали законными четвероклассниками. Без каких-либо нарушений и второгодничества. Они ушли в другие школы. Но это еще не конец истории.
Как-то заходит в класс мама Славы. Гордая, веселая! «Мой-то учится лучше всех! И многозначные числа знает, и на любой вопрос ответит!» А вслед за ней, не сговариваясь, – и мама Левона с просьбой: «Возьмите сына в 5-й класс. Он в школе прошел тесты за 4-й!»
– Конечно, не приняли?
– Нет. Но результаты, результаты…
– Сплошные восклицательные знаки!
Комментарии