Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Общество

Логойога

Новый формат занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Работая в общеобразовательной школе учителем-логопедом с 2011 года, я замечаю неуклонный рост числа детей с проблемами звукопроизношения, общим недоразвитием речи. Причем 6‑7 лет назад в параллели первых классов было по 1‑2 ребенка с таким тяжелым неврологическим нарушением речи, как дизартрия. На данный момент только из одного первого класса посещают мои логопедические занятия 5 детей с этим расстройством.

По последним статистическим данным специалистов и врачей-неврологов, 86% детей имеют неврологическую патологию. У этих детей, приходящих в первый класс, обнаруживаются смазанная речь (так называемая каша во рту), часто отсутствуют или искажены звуки [ш, ж, р, л], недостаточное развитие фонематического слуха; обращает на себя внимание нарушение просодики речи – голос монотонный, дети читают предложения невыразительно и, как следствие, на письме не могут определить границы предложений. У них отмечаются проблемы с памятью, тяжело даются для запоминания стихи; проблемы с вниманием – они легко отвлекаются на любой шум в классе, не успевают за общим темпом работы на уроке.

Быстро утомляются, часто жалуются на головные боли и боли в животе. Обращают на себя внимание плохо развитая мелкая моторика пальцев рук и проблемы с почерком. Как следствие, во втором классе такие дети получают неудовлетворительные оценки не только по русскому языку за большое количество ошибок, но и по литературному чтению, по математике, так как не успевают за общим темпом класса при прочтении задачи, записи условия и решении. Им сложно освоить состав числа и выучить таблицу умножения.

Для меня особо остро стоит вопрос, как организовать логопедическое занятие, как заинтересовать таких легко отвлекаемых и быстро устающих детей активной внеурочной деятельностью.

Объединив лучший педагогический опыт логопедов-практиков, я применяю на занятии новый подход к коррекции речи. Моя лого­йога объединяет такие методики: логопедический массаж + пассивная артикуляционная гимнастика + активная артикуляционная гимнастика + речедвигательная ритмика + глазодвигательные упражнения и упражнения для межполушарного взаимодействия.

Проведение логопедического массажа с пассивной артикуляционной гимнастикой каждому ребенку даже 2‑3 раза в неделю способствует более быстрой постановке нарушенных звуков и их закреплению в речи. А правильно звучащая речь – залог правильного письма и чтения!

Активная артикуляционная гимнастика способствует развитию подвижности органов артикуляции, делает речь более четкой, разборчивой.

Речедвигательная ритмика, основанная на пропевании гласных звуков с одновременными движениями рук, способствует развитию длительного речевого выдоха и интонированной речи. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствуют определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Пропевая каждый звук и одновременно выполняя движения руками и ногами, ребенок учится слышать каждый звук в общем потоке речи. Это залог успешного формирования правильного навыка письма и чтения.

Глазодвигательные упражнения снимают усталость, накопленную за 4‑5 уроков, улучшают зрительное внимание. Например, мы на занятии большим пальцем правой, затем левой руки рисуем в воздухе горизонтальные и вертикальные восьмерки. Глазами следим за движением большого пальца. Детям такие упражнения очень нравятся. Буквально через 2 минуты таких рисований восьмерок ребята распрямляют плечи, выравнивают спину и могут эффективно заниматься целый урок.

Специальные упражнения пальцев обеих рук, перекрестные шаги способствуют активной работе головного мозга, выравнивается написание букв, цифр, улучшается почерк в целом.

Не зря говорят: все новое – это хорошо забытое старое. Но я использую не забытое старое, а объединяю на своих занятиях все лучшие методики коррекции тяжелых нарушений речи.

Ольга ГРИШИНА, учитель математики школы №1542


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt