Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Общество

Логойога

Новый формат занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Работая в общеобразовательной школе учителем-логопедом с 2011 года, я замечаю неуклонный рост числа детей с проблемами звукопроизношения, общим недоразвитием речи. Причем 6‑7 лет назад в параллели первых классов было по 1‑2 ребенка с таким тяжелым неврологическим нарушением речи, как дизартрия. На данный момент только из одного первого класса посещают мои логопедические занятия 5 детей с этим расстройством.

По последним статистическим данным специалистов и врачей-неврологов, 86% детей имеют неврологическую патологию. У этих детей, приходящих в первый класс, обнаруживаются смазанная речь (так называемая каша во рту), часто отсутствуют или искажены звуки [ш, ж, р, л], недостаточное развитие фонематического слуха; обращает на себя внимание нарушение просодики речи – голос монотонный, дети читают предложения невыразительно и, как следствие, на письме не могут определить границы предложений. У них отмечаются проблемы с памятью, тяжело даются для запоминания стихи; проблемы с вниманием – они легко отвлекаются на любой шум в классе, не успевают за общим темпом работы на уроке.

Быстро утомляются, часто жалуются на головные боли и боли в животе. Обращают на себя внимание плохо развитая мелкая моторика пальцев рук и проблемы с почерком. Как следствие, во втором классе такие дети получают неудовлетворительные оценки не только по русскому языку за большое количество ошибок, но и по литературному чтению, по математике, так как не успевают за общим темпом класса при прочтении задачи, записи условия и решении. Им сложно освоить состав числа и выучить таблицу умножения.

Для меня особо остро стоит вопрос, как организовать логопедическое занятие, как заинтересовать таких легко отвлекаемых и быстро устающих детей активной внеурочной деятельностью.

Объединив лучший педагогический опыт логопедов-практиков, я применяю на занятии новый подход к коррекции речи. Моя лого­йога объединяет такие методики: логопедический массаж + пассивная артикуляционная гимнастика + активная артикуляционная гимнастика + речедвигательная ритмика + глазодвигательные упражнения и упражнения для межполушарного взаимодействия.

Проведение логопедического массажа с пассивной артикуляционной гимнастикой каждому ребенку даже 2‑3 раза в неделю способствует более быстрой постановке нарушенных звуков и их закреплению в речи. А правильно звучащая речь – залог правильного письма и чтения!

Активная артикуляционная гимнастика способствует развитию подвижности органов артикуляции, делает речь более четкой, разборчивой.

Речедвигательная ритмика, основанная на пропевании гласных звуков с одновременными движениями рук, способствует развитию длительного речевого выдоха и интонированной речи. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствуют определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Пропевая каждый звук и одновременно выполняя движения руками и ногами, ребенок учится слышать каждый звук в общем потоке речи. Это залог успешного формирования правильного навыка письма и чтения.

Глазодвигательные упражнения снимают усталость, накопленную за 4‑5 уроков, улучшают зрительное внимание. Например, мы на занятии большим пальцем правой, затем левой руки рисуем в воздухе горизонтальные и вертикальные восьмерки. Глазами следим за движением большого пальца. Детям такие упражнения очень нравятся. Буквально через 2 минуты таких рисований восьмерок ребята распрямляют плечи, выравнивают спину и могут эффективно заниматься целый урок.

Специальные упражнения пальцев обеих рук, перекрестные шаги способствуют активной работе головного мозга, выравнивается написание букв, цифр, улучшается почерк в целом.

Не зря говорят: все новое – это хорошо забытое старое. Но я использую не забытое старое, а объединяю на своих занятиях все лучшие методики коррекции тяжелых нарушений речи.

Ольга ГРИШИНА, учитель математики школы №1542


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt