search
main
+1

Литературный вкус надо воспитывать с детства

В эпоху тотальной цифровизации книги сохраняют свою популярность в России. Всероссийским центром исследования общественного мнения было выяснено, что примерно 92% граждан нашей страны не только читают книги, но и предпочитают электронным версиям печатные издания. Мы все еще являемся одной из самых читающих стран мира. Но это количественный показатель, и он не отражает качество и эстетическую ценность читаемой литературы. А между тем не всякий современный книголюб может похвастаться умением читать по-настоящему, получать не только интеллектуальное, но и душевное удовлетворение, впитывая и анализируя каждое слово, фразу, авторскую мысль. Формирование читательской грамотности является одной из основных задач уже на начальной ступени образования.

Популярными и востребованными учебными пособиями по литературному чтению в начальной школе являются учебники Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. издательства «Просвещение». Хочется отдельно отметить тот факт, что выборка используемых в данных учебниках текстов способствует планомерному воспитанию у детей хорошего литературного вкуса.

Согласно приказу №286 от 31.05.2021 года с 1 сентября 2023 года ученики первых и вторых классов будут учиться по ФГОС, принятому в 2021 году. В 2023 году издательство «Просвещение» выпустило обновленные учебники по литературному чтению для начальной школы, которые входят в новый Федеральный перечень учебников и соответствуют новому ФГОС.

Отвечая запросам времени, в 2023 году издательству «Экзамен» предстоит выпускать учебные пособия (рабочие тетради и тесты) и к старой, и к обновленной версиям учебников. Такая дифференциация на фоне текущего перехода к новым стандартам НОО неизбежна.

Предлагаю более подробно рассмотреть вышеуказанные учебные пособия, неоспоримым достоинством которых является их полное соответствие содержанию учебников по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. для 1-4-х классов. К каждой теме из учебников подобраны задания, которые помогут младшим школьникам лучше понять литературный материал, стать вдумчивыми читателями, расширят их кругозор, помогут проверить знания по изучаемым произведениям, научат размышлять, делать выводы.

Материал рабочих тетрадей разнообразен и представлен в избытке. Это позволяет учителю максимально эффективно выстроить работу не только на уроках, но и оставить материал для занятий дома.

Уже с первого класса детям предлагаются задания, направленные на формирование умения выделять значимые качества предметов окружающего мира, а также синтезировать из отдельных характеристик понятие об объектах и явлениях:

«Отгадай загадки. Соотнеси рисунки с текстами загадок. Придумай и запиши свою загадку о животных. Укажи в ней особенности животного. Как выглядит? Где живет? На кого похоже? Какие действия может совершать?» (1-й класс.)

Дети всегда с удовольствием выполняют такие задания. Если в первом классе характеристики они могут перечислять устно, основываясь на собственном жизненном опыте, то потом учитель может усложнять подобные задания и размещать названия необходимых качеств в «Магазине слов». Составление загадок, задач, ребусов не только способствует развитию мышления, но и подогревает фантазию младшего школьника, побуждая его к словотворчеству, критическому анализу. Аналогичный функционал имеют такие задания:

«Придумай рассказ о воспитании животным чужого детеныша. Запиши его» (2-й класс), «Перескажи историю от лица мальчика» (2-й класс), «С кем из героев ты согласишься? Напиши» (3-й класс).

В четвертом классе тематика рассуждений становится все более серьезной:

«Напиши письмо к Миньке или Леле из рассказов М.Зощенко на тему «Что значит думать о других и о себе» (4-й класс).

При анализе рабочих тетрадей к учебникам по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. становится очевидно, что воспитание нравственных качеств и патриотизма у младших школьников запланировано и организовано в системе. В рабочих тетрадях с первого по четвертый класс рефреном проходит раздел «Поговорим о самом главном», где мы встречаем такие задания:

«Закончи пословицы. Обсуди с соседом по парте, каким должен быть хороший друг» (1-й класс), «В дополнительных источниках информации найди пословицы о хлебе. Запиши пословицу, которая тебе понравилась. Узнай у взрослых, когда город Ленинград находился в блокаде» (2-й класс), «Песня защитников Брестской крепости. Прочитай стихотворение. Подумай, почему люди проявляли такое мужество и героизм во время Великой Отечественной войны. Запиши свой вывод» (4-й класс).

Наиболее сложным для большинства детей младшего школьного возраста является определение главной мысли текста. Часто это понятие дети путают с темой текста. В рабочих тетрадях издательства «Экзамен» уже с первого класса подобраны задания, направленные на осознанную отработку и закрепление этих понятий:

«Выпиши из текста главную мысль произведения (о чем хотел сказать автор)».

Важно осознавать, что только полное понимание текста – всех слов и оттенков их смысла – помогает определить, о чем хотел сказать автор читателю.

«Прочитай, как рассказывает о последнем снеге Э.Мошковская: «Он уже не пышный, он уже не лыжный, он не из ваты, он ноздреватый…» Подчеркни слова-признаки, которые описывают последний снег» (1-й класс).

Объяснение незнакомых слов учимся смотреть в словаре:

«Стихотворение К.Чуковского «Федотка»: 1. Выпиши из словаря значение слова сирота» (1-й класс).

Можно выбрать нужный словарь на выставке словарей, вспомнить, как располагаются слова в словаре, обсудить другие способы поиска значения слов (спросить у товарища или взрослого, поискать в Интернете). В любом случае словарная работа обязательно должна быть организована в классе. Уважение к печатному слову воспитывается с раннего возраста. И в рабочих тетрадях есть задания, способствующие этому.

На страницах рабочих тетрадей также широко представлены работа с текстовой информацией, обобщение и изложение ее в виде схем, таблиц, логических цепочек:

«Распредели отгадки на 3 группы. Впиши в таблицу названия групп и номера загадок, которые относятся к каждой группе» (2-й класс), «Восстанови, в каком порядке девочка встречалась с персонажами сказки. Впиши их имена в схему», «Составь цепочку, которая показывает связь между совой и чаем старика» (2-й класс).

Составление синквейнов – один из современных приемов формирования критического мышления – также нашел свое место на страницах рабочей тетради:

«Составь синквейн об осенних листьях», «Составь синквейн на тему «Детство» (4-й класс).

Целая серия заданий направлена на организацию работы детей в парах, в группах:

«С соседом по парте разыграйте диалог лисы и тетерева по ролям. Передайте голосом интонации каждого персонажа», «С соседом по парте составьте список произведений, которые можно включить в раздел «Делу время – потехе час». Запишите его» (2-й класс).

Умение плодотворно выстраивать коммуникацию и добиваться поставленной цели – великая ценность. В наши дни детское общение может быть затруднено из-за избыточного использования ими технологических устройств, а также общей тенденции в воспитании, которое стало излишне персонифицированным в наши дни.

Недопустимо, чтобы процесс обучения был ограничен классной комнатой, рабочим столом и учебниками. Предлагаемые в рабочих тетрадях задания стимулируют ребенка не только пользоваться дополнительными источниками информации, но даже выйти за пределы изучаемого предмета (литературное чтение), что способствует формированию целостной картины мира:

«В Интернете найди художественный фильм (1964), снятый по произведению Е.Шварца. Посмотри его. Определи сходства и различия между произведением автора и его экранизацией», «Найди в библиотеке книгу Дж.Свифта. Запиши полное название произведения о Гулливере», «Рассмотри иллюстрацию к рассказу. Ответь, как художник изобразил лебедей. Найди в Интернете и послушай пьесу К.Сен-Санса «Лебедь». К какому моменту в рассказе может подходить эта музыка?» (4-й класс.)

В рамках системно-деятельностного подхода к обучению отдельного внимания заслуживает работа с проектами, которая также представлена в рабочих тетрадях по литературному чтению уже со второго класса. Здесь можно найти материалы для работы с разными видами проектов:

«Составьте сценарий новогоднего утренника (работа в группах). Разделитесь на группы: «поэты» (будут подбирать стихотворный материал о зиме, новогодних праздниках), «музыканты» (будут подбирать песни о зиме, о празднике «Новый год»), «массовики-затейники» (будут подбирать игровой материал для утренника). Пользуйтесь для подбора материалов ресурсами библиотеки и Интернета» (2-й класс), «Разделитесь на группы. Выберите тему проекта. Пользуясь планом, предложенным в учебнике на странице 102, подготовьтесь к защите проекта. На данной странице запишите названия книг о Родине, о войне, которые есть в школьной библиотеке. Знаком «+» отметь произведения, которые ваша группа использовала для подготовки проекта» (4-й класс).

Работа с проектами способствует социализации личности младшего школьника, воспитывает умение грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, убеждать и в то же время слушать и уважать мнение других ребят, учит совместному труду, формирует коллективную ответственность.

А теперь несколько слов о тестах по литературному чтению, которые помимо рабочих тетрадей являются прекрасным подспорьем для учителей. Как с минимальными временными затратами проконтролировать степень усвоения изученного материала детьми всего класса? Как родителям увидеть, что в знаниях их собственного ребенка по литературному чтению все еще есть пробелы? Это совсем несложно, если воспользоваться таким видом проверочных работ, как тест.

Тесты позволяют определить уровень усвоения учащимися начальной школы программы курса «Литературное чтение» по разделам, представленным в учебниках Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. Тестовые задания пособия направлены на проверку знания названий произведений и их авторов, понимания содержания изученных литературных произведений, умения определять тему и главную мысль произведения, определения особенностей некоторых литературных приемов, а также знания элементарной литературоведческой терминологии согласно программе.

Тестовые задания предлагаются учащимся после изучения каждого раздела учебника «Литературное чтение». Проанализировав материал учебника, можно заметить, что вопросы теста стопроцентно ему соответствуют. Задания представлены в двух аналогичных по содержанию вариантах. Каждый тест включает пять заданий. Все задания предполагают выбор одного правильного ответа из четырех вариантов. Основное время на выполнение теста регламентируется в пределах 10-15 минут в рамках урока. Скорость выполнения теста у каждого ребенка своя, и возникает вопрос: как сохранить дисциплину в классе, если некоторые уже справились, а остальные продолжают работать над заданиями? Зная эту особенность младших школьников, авторы пособия запланировали наличие небольших иллюстраций, сопровождающих практически каждый тест. Их не требуется раскрашивать, но, в случае если осталось время, ребята могут этим заняться, чтобы не мешать другим. Остается только мысленно благодарить авторов сборника за то, что они позаботились даже о таких, казалось бы, незначительных мелочах.

Неоспоримым и безусловным достоинством рассмотренных нами пособий можно назвать их полное соответствие материалу учебников по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. Использование рабочих тетрадей и тестов помогает сделать урок интересным, увлекательным, максимально полезным и динамичным. Вся авторская концепция авторов учебников по литературному чтению, направленная на формирование грамотного, эрудированного и заинтересованного читателя, стопроцентно выдержана в рабочих тетрадях и тестах издательства «Экзамен».

Анна ИГНАТЕНКО, учитель начальных классов школы №29, Смоленск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте