search
main
0

Лирика уроку не помеха

Моя первая книга, которая называлась «Уроки русского языка в 1 классе», была издана в 1971 году. Я читала лекции для учителей начальных классов в Ленинградском институте усовершенствования учителей, и по прошествии некоторого времени в Министерстве образования РСФСР мне предложили подготовить к опубликованию материалы этих лекций. Почему они пользовались спросом у учителей? Прежде всего потому, что там явно прослеживалась связь русского языка с литературой. Я всегда считала, что обучать детей русскому языку нужно на литературной основе, используя тексты из классических произведений. Очень часто я сочиняю тексты сама, но если привожу текстовой пример, то стараюсь не делать его абстрактным, а отталкиваюсь от собственных ощущений, переживаний.

Досье «УГ»Тамара Григорьевна РАМЗАЕВА родилась в 1928 году в городе Балахна Горьковской области. Здесь же закончила среднюю школу. Поступила в Горьковский педагогический институт на факультет русского языка и литературы, который закончила с отличием в 1950 году. Работала несколько лет в сельской школе учителем русского языка и литературы. После замужества переехала в Ленинград, где сначала преподавала в педагогическом училище № 3, а потом в Российском государственном педагогическом университетеим. А.И. Герцена. Доктор педагогических наук, академик РАО, профессор. Награждена орденом «Знак почета». Автор более 250 работ, в том числе учебников для начальной школы, методических пособий.

Мне кажется очень важным, чтобы текст был лиричным, а слова, которые в нем употреблены, становились для ребенка знакомыми, родными. Если человек воспримет такой текст, то, скорее всего, он сам будет следовать гуманистическим принципам, заложенным в нем. Поэтому в моих учебниках много заданий, связанных с наблюдением – за природой, людьми, отношениями между ними. Воспитательная функция текста бесспорна, но воспитывать необходимо не назиданиями, а создавая ситуации, в которых ребенок становится действующим лицом.

Мои учебники называют классическими, традиционными, и действительно, в методике обучения русскому языку я поддерживаю классиков начала XIX века – Буслаева, Срезневского, Ушинского.

Большое значение уделяю системе, объединяющей грамматику, лексику, фонетику, графику, морфемику – все разделы языка. Именно систематизированные лингвистические знания создают для младших школьников реальную возможность использовать их в своей речевой деятельности (устной и письменной) во взаимосвязи с элементами знаний по речеведению, а также сведениями об окружающем мире и роли человека в нем. Данная взаимосвязь обеспечивает благоприятные условия для целостной системы обучения языку и речи, а, следовательно, развития школьника как личности.

Знания в учебнике должны быть систематизированы. Все разделы русского языка в каждом классе имеют свое место, и таким образом, в каждом классе язык воспринимается как единое целое. Учебник имеет составные части, которые связаны с теорией языка по всем подразделам. Если сохраняется взаимосвязь обучения языку и речи, то в этом случае обучение языку будет развивающим, и даже личностно развивающим. Исходным для учебников являются не звуки и буквы, а «Слово», «Предложение», «Речь». То есть речевая направленность – ведущая во всех моих учебниках.

Следует подчеркнуть практическую направленность комплекта в обучении языку и речи как средству общения.

Учебник для первого класса начинается с раздела «Речь». Что такое речь и для чего она нужна людям? Мы проводим анализ предложений, составленных учениками, и делаем вывод: люди общаются, когда о чем-либо спрашивают, просят, рассказывают, сообщают. И общение происходит с помощью речи. Далее идет задание, которое неоднократно повторяется в учебниках: спросите о чем-нибудь или расскажите о самом интересном. Важно на страницах учебника создать такие условия, при которых процесс обучения был бы деятельностным. И деятельность эта организуется путем вопросов, которые выделены жирным шрифтом и настолько взаимосвязаны, что дают ученику из класса в класс по каждой части речи возможность узнать все больше и больше, стимулируя познавательные потребности ребенка.

В каждой теме учебников вопросы представлены в определенной последовательности, обусловленной сущностью изучаемой темы. Многие из них носят характер учебной задачи, поскольку для ответа на вопрос необходимо провести анализ, сравнение, обобщение. Постановка вопроса, равного учебной задаче, выступает как начало совместной, коллективной или самостоятельной поисковой деятельности. Теоретические сведения представлены в учебниках в виде ответов на вопросы. Данный прием создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и систематизации знаний. В общей сложности предложено 174 учебно-познавательных вопроса разной целевой направленности.

Основной принцип обучения русскому языку в 2-4-х классах – системно-деятельностный. Дети проводят наблюдения за словом, предложением и текстом как единицами речи и языка, а также их функциями в общении. Они обобщают элементы лингвистических знаний, с которыми познакомились. У ребят развивается внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать свою познавательную деятельность по учебнику, принимать учебную задачу, искать пути ее решения, точно выполнять задания, контролировать себя.

Важным условием личностного развития школьников в процессе языкового образования является многоаспектность текстового материала в упражнениях учебников. Тексты выступают как источник нравственного и эстетического воспитания детей, развития их самосознания и любви к своему Отечеству, уважения к народу, человеку, его творениям, природе родного края, служат для формирования мировоззрения и одновременно представляют собой учебный материал для усвоения основ теории родного языка. Они являются источниками фактических знаний о роли человека и об окружающем его мире. Тексты дают возможность использовать во взаимодействии такие ключевые понятия, как «Слово», «Предложение», «Текст».

Мне бы хотелось, чтобы ученики в начальной школе воспринимали язык в его развитии. У языка – своя жизнь. Поэтому в рабочей тетради есть сведения об истории языка, об этапах его развития. Почему рождаются новые слова? Из потребности общения. Потому что основная функция языка – это средство общения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте