search
main
0

Линейка изменения: время для преобразований пришло

Молодежный педагогический форум представил инновационные решения авторские концепции создания воспитательной среды в школах

Миссия на участников Молодежного педагогического форума «Линейка» в мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» изначально была возложена немалая: команды учителей-практиков в течение двух дней готовили предложения по внедрению новых форматов воспитательной работы в российских школах. Во время интенсивных обсуждений с экспертами, кейс-сессий и уникальных мастер-классов рождались идеи, некоторые из которых наверняка послужат темой для основных треков трансформации воспитательной работы.

Форум «Линейка» проходил в смешанном онлайн- и офлайн-формате. От этой встречи ждали конкретных решений. И хитами дискуссий стали предложения по организации сообществ учителей-блогеров и разработка онлайн-платформы для дискуссий представителей разных поколений. Безусловно, приоритетными оказались ценности, которые мы сполна оценили именно сегодня, изголодавшись по общению в период самоизоляции. А встреча на форуме представителей педагогических сообществ более чем из 30 субъектов Российской Федерации показалась им, молодым, просто подарком судьбы. Ведь они смогли обговорить все, что их волнует, друг с другом и понять, что в своих исканиях решений на многие вопросы они не одиноки. Более того, мэтры образовательных стратегий с ними на равных делились и своим видением новой реальности.
В обсуждении молодых специалистов принимали участие заместитель министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов, и. о. директора Института развития семьи, детства и воспитания РАО Наталья Агре, сопредседатель Комитета по социологии Российской ассоциации по связям с общественностью, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.

И все-таки разработчики – люди молодые. Поэтому им в помощь для наиболее эффективной работы команды были направлены модератор, не дающий ускользнуть удачной мысли, и технолог, задача которого – скомпоновать в форму презентации все гениальности, которые проявятся в ходе жарких диспутов.

Воспитание заключается в самоопределении, передаче опыта старших поколений, ценности культурного наследия, в любви к Родине, уверена директор одной из ведущих образовательных площадок Санкт-Петербурга «Академия талантов» кандидат педагогических наук Ингрид Пильдес:
– Можно провести очень много хорошо подготовленных мероприятий, но при этом не воспитать патриотизма и гражданственности. Нужны такие события, в которых дети примут деятельное участие, включатся в реальные дела, – краеведческая поисковая работа, защита памятников, создание летописей военных лет, фильмов о неизвестных местах или событиях, связанных с малой родиной, и не только.

О том, что лишь личная заинтересованность сможет привлечь молодежь к активной социально-общественной жизни страны и позволит открыть личностные таланты, говорили и на панельной дискуссии «Воспитательная среда разных школ», модератором которой стал главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Губернатор Кировской области, руководитель подгруппы «Образование» рабочей группы «Образование и наука» Государственного совета РФ Игорь Васильев убежден, что изучать даже собственную историю стоит только так, чтобы ребенку было интересно узнавать об этом, иначе возникнет отторжение.

Директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации Андрей Милехин напомнил концептуальное изречение Константина Станиславского: «Правильно? Правильно. Интересно? Нет!» Действительно, пока самим педагогам не будет интересно преподавать, детям не станет интересно учиться. Тем более выполнять нечто, выходящее за рамки, регламентируемые оценкой.

Ни одна встреча учителей не обходится без споров о том, как сделать своих воспитанников счастливыми. В этот раз разговор спровоцировала история Джона Леннона, больше похожая на анекдот: «Когда мне было пять лет, мама сказала мне, что самое важное в жизни – быть счастливым.
Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я сказал: «Счастливым». Мне сказали: «Ты не понимаешь задание!» Я ответил: «Вы не понимаете жизнь!» Да, тема популярная, но всегда выясняется, что под понятием «счастливый» учителя часто понимают самые разнообразные смыслы, подразумевающие раскрытие некоей универсальной формулы либо суперуспешности, либо экстрамотивированности, либо доступности образования в целом. Действительно, тема доступности в наши дни приобрела неожиданный ракурс: в связи с эпидемиологической обстановкой, ставшей визитной карточкой 2020 года, такой вопрос стал основным. Возможно ли оцифровать человеческие отношения, лежащие в основе воспитательной работы? Молодым педагогам кажется это вполне допустимым, конечно, не в столь категоричной форме, но… Мир изменился, изменились и наши умения общаться, воспринимать, развиваться. Интернет расширил возможности и раздвинул горизонты.

В ходе презентаций работы участников оценивали как эксперты, так и их коллеги в зале. На форуме был внедрен так называемый социальный патент – признание ценности формата воспитательной работы, который предложила команда участников.

Проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина назвала в числе интересных проектов создание онлайн-платформы для дискуссии между разными поколениями «Мнение поколения», гибридные мероприятия для разработки совместной стратегии жизни класса «Планерка.Ру», где ученики участвуют в офлайн-, а родители в онлайн-формате. Интересным назван и проект «Лестница» – создание онлайн-, офлайн-игры на весь учебный год, объединяющей разрозненные акции в сфере экологии.

В контексте массового развития дистанционных форм обучения участники форума обратили внимание на проблему нехватки живого общения между учителем и учениками, предложив создать воспитательный подкаст, в ходе которого учителя, ученики и их родители смогут обсуждать актуальные проблемы воспитательной среды. Это, как считают авторы идеи, также позволит преодолеть расхождение ценностей в семье и школе, сократить влияние формализма в воспитательной работе.

Многие из разработчиков – активные участники конкурса «Учитель будущего». Руководитель конкурса президентской платформы «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев отмечает:
– Мероприятие стало одной из наиболее эффективных площадок для прямого диалога педагогов разных регионов России с теми, кто участвует в принятии административных решений в системе воспитания. Наша общая задача – создание воспитательной среды. Этого можно добиться путем объединения ресурсов высшей школы, учреждений дополнительного образования и оздоровительных организаций, а также волонтерских и добровольческих объединений. Специфика регионов в России разная, но все школы страны должны включиться в построение единого воспитательного пространства.

Организаторами молодежного педагогического форума «Линейка» выступают АНО «Национальные приоритеты» и проекты платформы «Россия – страна возможностей».

Программный партнер форума – фонд «Контент», информационные партнеры – «Учительская газета» и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте