Никогда не забуду экскурсию, которую организовали для нашей делегации немецкие коллеги. Недалеко от Берлина находится величественный средневековый замок из серого камня, окруженный живописным парком.
Его тенистые аллеи гармонично сочетаются с просторными лугами, по которым петляет небольшая речка. Глядя на это великолепие, я вспоминала Павловский парк под Санкт-Петербургом.
В замке находился музей, сохранивший интерьеры его прежних обитателей: стены, увешанные старинным оружием, охотничьи трофеи, доспехи. Все это хранило дух средневековья. Между тем в парке кипела современная жизнь. По аллеям прогуливались юноши и девушки – по двое и в компаниях. Они беседовали, читали вслух, сидя на лавочках, и даже пели под гитару. Если бы наш экскурсовод не пояснил, что мы находимся на территории реабилитационного центра для детей, больных полиомиелитом, я подумала бы, что попала в какой-нибудь молодежный пансионат. Представляете, насколько свободно и незакомплексованно вели себя эти молодые люди. Я знаю немецкий и могла слышать их разговоры друг с другом. Девушка, например, рассказывала парню (они шли вдвоем по аллее), как у нее ночью разболелась нога и какие лекарства ей пришлось принимать. Парень понимал ее и успокаивал. Оба они сильно хромали, но… это не мешало им идти под руку.
Общение с равными и на равных. Это помогает людям забыть о своем тяжелом недуге, вырваться из его тисков. Дружить, любить.
В детстве перед моими глазами был совсем другой пример. В нашем классе училась девочка, больная полиомиелитом. Она подволакивала левую ногу. Урок, как правило, начинался с того, что учительница справлялась о ее самочувствии, предупреждала детей, чтобы к девочке относились внимательнее, журила тех, кто дразнил ее хромоножкой.
В семье девочка тоже была в центре внимания. В результате вырос эгоистичный, капризный ребенок, который чуть что бежал жаловаться или устраивал истерику. То есть к физическому уродству добавилось моральное. И никто никогда мне не докажет, что больной человек может нормально развиваться в обществе здоровых. Те, кто позлее, будут издеваться над ним, добрые – жалеть. И то, и другое унизительно. В итоге развивается комплекс неполноценности.
Я не случайно привела пример с Германией. Подобные реабилитационные центры я видела и в других странах. Дело в том, что проблема полиомиелита в Германии стоит очень остро.
Разумеется, реабилитационные центры не в состоянии вернуть обществу здоровых людей. Однако если говорить о моральном здоровье…
Подростковый возраст называют критическим. Можно упустить ребенка, махнуть на него рукой, и он станет наркоманом, замкнется или попадет в преступную среду. Важно не допустить, чтобы произошел этот надлом. Моральный надлом. Больные дети предрасположены к нему более, чем здоровые. И возможно, жизнь на природе, в окружении памятников истории и архитектуры если не исключает совсем, то хотя бы снижает вероятность такого надлома.
Дети учатся не только математике, но и ходить, держать нож с вилкой, петь. И все это происходит вдали от общества, от его проблем.
Конечно, жизнь еще успеет поставить перед ними свои жесткие условия, это будет несколько позже – когда кончится детство.
Согласитесь, у каждого оно должно быть счастливым.
Наталья ПЕТРОВА,
доктор педагогических наук, профессор
Комментарии