search
main
0

Лекарство от комплекса неполноценности

Никогда не забуду экскурсию, которую организовали для нашей делегации немецкие коллеги. Недалеко от Берлина находится величественный средневековый замок из серого камня, окруженный живописным парком.
Его тенистые аллеи гармонично сочетаются с просторными лугами, по которым петляет небольшая речка. Глядя на это великолепие, я вспоминала Павловский парк под Санкт-Петербургом.

В замке находился музей, сохранивший интерьеры его прежних обитателей: стены, увешанные старинным оружием, охотничьи трофеи, доспехи. Все это хранило дух средневековья. Между тем в парке кипела современная жизнь. По аллеям прогуливались юноши и девушки – по двое и в компаниях. Они беседовали, читали вслух, сидя на лавочках, и даже пели под гитару. Если бы наш экскурсовод не пояснил, что мы находимся на территории реабилитационного центра для детей, больных полиомиелитом, я подумала бы, что попала в какой-нибудь молодежный пансионат. Представляете, насколько свободно и незакомплексованно вели себя эти молодые люди. Я знаю немецкий и могла слышать их разговоры друг с другом. Девушка, например, рассказывала парню (они шли вдвоем по аллее), как у нее ночью разболелась нога и какие лекарства ей пришлось принимать. Парень понимал ее и успокаивал. Оба они сильно хромали, но… это не мешало им идти под руку.
Общение с равными и на равных. Это помогает людям забыть о своем тяжелом недуге, вырваться из его тисков. Дружить, любить.
В детстве перед моими глазами был совсем другой пример. В нашем классе училась девочка, больная полиомиелитом. Она подволакивала левую ногу. Урок, как правило, начинался с того, что учительница справлялась о ее самочувствии, предупреждала детей, чтобы к девочке относились внимательнее, журила тех, кто дразнил ее хромоножкой.
В семье девочка тоже была в центре внимания. В результате вырос эгоистичный, капризный ребенок, который чуть что бежал жаловаться или устраивал истерику. То есть к физическому уродству добавилось моральное. И никто никогда мне не докажет, что больной человек может нормально развиваться в обществе здоровых. Те, кто позлее, будут издеваться над ним, добрые – жалеть. И то, и другое унизительно. В итоге развивается комплекс неполноценности.
Я не случайно привела пример с Германией. Подобные реабилитационные центры я видела и в других странах. Дело в том, что проблема полиомиелита в Германии стоит очень остро.
Разумеется, реабилитационные центры не в состоянии вернуть обществу здоровых людей. Однако если говорить о моральном здоровье…
Подростковый возраст называют критическим. Можно упустить ребенка, махнуть на него рукой, и он станет наркоманом, замкнется или попадет в преступную среду. Важно не допустить, чтобы произошел этот надлом. Моральный надлом. Больные дети предрасположены к нему более, чем здоровые. И возможно, жизнь на природе, в окружении памятников истории и архитектуры если не исключает совсем, то хотя бы снижает вероятность такого надлома.
Дети учатся не только математике, но и ходить, держать нож с вилкой, петь. И все это происходит вдали от общества, от его проблем.
Конечно, жизнь еще успеет поставить перед ними свои жесткие условия, это будет несколько позже – когда кончится детство.

Согласитесь, у каждого оно должно быть счастливым.

Наталья ПЕТРОВА,
доктор педагогических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте