search
main
0

Кто такой идеальный бизнес-учитель и чем он отличается от школьного педагога

В современном мире бизнес-образование меняется быстрее, чем успевают обновляться учебники. В отличие от классической школы, где важна системность, в аудитории MBA побеждает практичность. Кто же такой идеальный преподаватель для взрослых — и почему сегодня одного лишь опыта в бизнесе уже недостаточно? На эти вопросы подробно ответила Анна Бурлакова, кандидат педагогических наук, заместитель исполнительного директора Школы бизнеса МИРБИС.

Школа и университет закладывают фундамент: год за годом участники учебного процесса осваивают алгебру, историю, физику — часто не понимая, где и как это может пригодиться. Классическая модель «от простого к сложному» предполагает, что понимание придет позже, когда в реальной жизни всплывут нужные формулы и даты. В бизнес-образовании все наоборот. Сюда приходят представители бизнеса с конкретными проблемами: падают продажи, растут издержки, буксует команда. Они готовы проводить выходные в учебной аудитории, если уже в понедельник смогут применить новые знания и инструменты на практике, а через квартал — увидеть эффект в цифрах. Теория без практики раздражает, академические экскурсы воспринимаются как пустая трата времени.

Постоянные изменения в запросах слушателей превращает бизнес-школу в динамично обновляющийся организм. Темы, еще вчера бывшие актуальными, сегодня уходят из программы, уступая место новым кейсам и технологиям. Если раньше учебные планы программ МВА и ЕМВА, ключевых для ведущих бизнес-школ, пересматривались раз в пару лет, то теперь отдельные модули обновляются каждые несколько месяцев. Программы становятся кастомизированными, и слушатели выступают соавторами своего трека обучения — рабочие кейсы их компаний сразу трансформируются в учебный материал.

Одной из тенденций последних лет является стремительное снижение возраста поступающих на программы бизнес-образования. Средний возраст слушателей программы MBA снизился с сорока до тридцати четырех–тридцати шести лет, и в аудиториях все чаще — двадцатипятилетние руководители команд. Они выросли в цифровом мире, привыкли к интерактиву, мгновенной обратной связи и реактивному обучению. Чтобы удержать их внимание, экспертам, преподающим на программах, приходится менять методы и технологии преподавания, адаптируя их под особенности аудитории.

На этом фоне формируется новый образ бизнес-преподавателя. В университете достаточно научных степеней и званий, чтобы удерживать аудиторию. В зале, полном предпринимателей и топ-менеджеров, авторитет надо завоевывать каждый день. Поэтому возникает вопрос: какой он, идеальный преподаватель бизнес-школы? Слушатели программ МВА и ЕМВА среди наиболее значимых качеств выделяют следующие: практический опыт в бизнесе; успешный опыт преподавания на программах МВА; высокий уровень образования, включая МВА/ЕМВА; успешная деловая репутация. Также отмечается значимость профессиональных компетенций привлекаемых экспертов, таких как: экспертные знания в преподаваемой дисциплине; умение логически представлять информацию; ориентация на результат обучения слушателей; системное мышление; гибкость и адаптивность к условиям внешней и внутренней среды.

Не меньшее значение имеет процесс взаимоотношений между слушателем и преподавателем. Установление доверительных и долгосрочных профессиональных отношений возможен лишь в том случае, если преподаватель не только соответствует профессиональным ожиданиям, но и обладает определенным набором личных качеств: эмоциональным интеллектом, харизматичностью, требовательностью, чувством юмора.

В последнее время на рынке бизнес-образования появилось достаточно большое количество «экспертов», предлагающих свои услуги в проведении тренингов, курсов, программ. Так как преподаватель является не только носителем знаний, но и лицом организации бизнес-образования, школам важно не ошибиться в своем выборе. Как же происходит подбор преподавательского состава на программы? Единой модели не существует, но как правило в ведущих школах отбор кандидатов на роль экспертов программ проходит в несколько этапов и напоминает кастинг. В начале кандидат представляет тему, которую оценивает экспертный совет, состоящий из ведущих преподавателей, выпускников и бизнес-практиков. Если тема актуальна и востребована, то следующим этапом является проведение пробного мастер-класса с последующей развернутой обратной связью от участников. Только после получения положительных отзывов от слушателей кандидат входит в пул преподавателей и может рассчитывать на полноценную аудиторную нагрузку.

Резюмируя все вышеперечисленное, мы получим образ идеального преподавателя бизнес-образования: это практик с подтвержденными результатами; методолог выстраивающий системное знание; методист, умеющий структурировать и донести опыт аудитории; человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, который создает атмосферу партнерства; и постоянный экспериментатор, мгновенно реагирующий на изменения. Ученые степени важны — они добавляют системности, но без опыта «в поле» значат мало.

Впрочем, главное, чтобы преподаватель бизнес-образования стал наставником, который поможет переосмыслить идеи и планы даже опытным состоявшимся управленцам, даст не только инструменты, позволяющие их компаниям расти и развиваться, но и импульс для дальнейшего личностного роста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте