search
main
0

Когда помогает мультиинтеллект

А вы хотите дружить с Печориным?

Первой его литературные способности и большой интерес к русскому языку заметила учительница Мария Алексеевна Кондратьева. Она же посоветовала участвовать в творческом конкурсе, посвященном юбилею Николая Васильевича Гоголя. И одиннадцатиклассник из сельской школы Рассказовского района Тамбовской области Андрей Николаевич БАРАНОВ написал свою поэму – переложил в поэтический формат повесть «Тарас Бульба». Насколько удачным оказалось произведение юного литератора, оценивали в Тамбовском государственном университете. Так молодой человек получил дополнительные баллы за творческую работу и был зачислен на филологический факультет.

 

Вхождение в профессию

Сегодня Андрей Николаевич, учитель русского языка и литературы лицея №6 города Тамбова и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2022, говорит, что именно та победа в творческом конкурсе много лет назад стала определяющей в его выборе профессии. О профессии учителя с детства не мечтал, хотел стать врачом-хирургом, а в итоге вместо медицинского поступил на филологический. Учительница Мария Алексеевна тогда очень за него порадовалась, они с ней потом встречались уже как коллеги. Хотя, как говорит Андрей Николаевич, он все равно остается для нее учеником, возможно, теперь одним из самых любимых. В Нижнеспасской школе он бывает, когда приезжает в гости к родителям. Школа живет, развивается, совсем недавно в ней закончили ремонт, а это означает, что для обучения будущих юных талантов создаются хорошие условия.

Расспрашивая Андрея Николаевича о студенческих годах, интересуюсь, сколько на их курсе было парней, все-таки филфак по-прежнему считается женским факультетом. Он с улыбкой отвечает, что да, все так, и на их курсе из 30 с небольшим человек парней было всего четверо, а к пятому, выпускному, году он вообще остался один, второго в армию забрали, третий закончил учебу, а четвертого то ли отчислили, то ли сам ушел. Для него лично студенческие годы вспоминаются как самый позитивный и продуктивный период жизни, так как уже на первом курсе Андрей занимался в народном ансамбле песни «Кужелек» и активно писал стихи. Сейчас тоже пишет, но в основном прозу, а петь любит, как и раньше. Играет на гитаре, иногда подбирает к своим стихам музыку, уже есть несколько песен. Хотя, конечно, все это больше для себя.

После окончания университета Андрей год прослужил в Военно-морском флоте, демобилизовался, вернулся в Тамбов и решил работать по профессии, не зря же учился столько лет! Директор лицея №6 Владимир Львович Зайцев старшекурсника Андрея Баранова запомнил еще со времен педагогической практики, поэтому, встретив его уже с дипломом, да еще и отслужившего, сразу пригласил работать. Было это в 2015 году.

Сегодня у Андрея Николаевича седьмые-восьмые и десятые классы, в прошлом году выпустил девятые, ОГЭ сдали нормально. Спрашиваю его, был ли период, когда хотелось все бросить и уйти? Говорят, через такое проходят все молодые учителя. Однако не все уходят из профессии, а раз так, то что удерживает в школе?

– Первые полтора-два года мне некогда было даже рассуждать об этом, – отвечает учитель, – постоянно приходилось заниматься, многое перечитывать, после армии нелегко вернуться снова к филологии. Писал конспекты, готовился к урокам. Не хватало обычной педагогической практики. Но, несмотря на все это, моя работа мне нравилась и была интересна. Я не клерк, это не мое – сидеть в кабинете и перекладывать бумажки. Мне нужны живое общение и постоянный необходимый тонус, который требуется от учителя. Нельзя приходить в школу и быть аморфным, нужно самому быть в форме и детей настраивать. Поэтому именно школа стала той сферой деятельности, в которой мне интересно, я могу здесь что-то дать. И у меня не было яркого запомнившегося момента, когда захотелось бросить все и уйти. Просто занимался и занимаюсь тем, что нравится, в чем я разбираюсь. Руки опускаются, когда идешь на работу и понимаешь, что там тебя ничего хорошего не ждет, что работа не по душе. В таких случаях народ быстро и выгорает. У меня такого перелома не было, хотя поначалу приходилось непросто. Сразу достались восьмые классы, и после достаточно сильного учителя. Чувствовалось сопоставление, дети сравнивали, в лицо не говорили, но затылком чувствовал, когда вел уроки. А потом постепенно вошел в колею, начал искать свои приемы и подходы, и все нормализовалось. На втором году даже классное руководство получил, дали пятый класс, и я довел его до восьмого.

– У вас был наставник в лицее? Более опытный коллега, который помогал вам?

– Да, и мне с ним очень повезло. Наставник – это не тот человек, который постоянно рядом, всегда направляет и помогает. Мне помогал весь коллектив, старались и подсказать, и посоветовать. Но непосредственно на нашей кафедре русского языка и литературы мне очень помогла Татьяна Александровна Денисова. Она тоже учитель русского и литературы, кандидат филологических наук. Благодаря ее советам, поддержке коллег и общей атмосфере в коллективе лицея я до сих пор здесь с удовольствием работаю.

Как говорит Андрей Николаевич, у него не было вопросов, что делать и как поступить. Чаще всего проблемы молодого учителя связаны с тем, как проще и лучше объяснить различный материал, как подойти к тому или иному ученику и найти общий язык. Для нового педагога ученики тоже были новыми людьми, а его коллеги знали их намного дольше. Поэтому так важны были советы, учитывающие особенности характеров детей, их отношения. Подзабытые изрядно знания в педагогике и детской психологии приходилось «реанимировать», а что-то заново самостоятельно изучать, главным образом все то, что относится к психологическим особенностям современных детей, их интересам и подходам к их воспитанию.

 

Свои открытия и находки

Главное понимание, к которому Андрей Николаевич пришел уже в первые годы работы, заключалось в необходимости быть на одной волне с теми, кого учишь, независимо от их возраста и социального положения. Определенный бонус учителю, как и ученикам, дает понимание, о чем дети говорят, что пишут и что читают, пусть это даже не относится к изучаемому материалу, но все равно это то, что их интересует.

Еще не зная выражения «гуманная педагогика» и не прочитав книги Шалвы Александровича Амонашвили, молодой учитель определил для себя основные принципы в работе: желание понять и поддержать каждого ребенка и нежелание подгонять всех под одну гребенку, даже несмотря на требования ОГЭ и ЕГЭ.

– Я старался не просто вывести ребят на аттестационный период, чтобы все успешно сдали экзамены, а занимался с ними так, чтобы у них что-то осталось и в голове, и в сердце после моих уроков.

Книги Шалвы Амонашвили, с которыми Андрей Николаевич ознакомился незадолго до конкурса «Учитель года», стали, по его словам, опорой в работе, а также дали ответы на многие вопросы, над которыми думал учитель. Все сложилось в определенную систему, в основе которой индивидуальный подход к каждому ребенку. Сегодня, когда он общается со своими первыми выпускниками, убеждается, что многие ученики его приняли и услышали, это помогает им в жизни.

Готовясь к конкурсу, Андрей Баранов от основных своих идей не отступал и обратился к теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, по которой у человека выделяют девять типов интеллекта. Это дает более широкие возможности для понимания человеческих способностей. Например, ответы на вопросы, почему один быстрее считает, а другой сочиняет стихи, как эффективнее построить обучение, используя такие знания.

Как считает Андрей Николаевич, базовые понятия теории Гарднера обнаруживаются и в отечественной педагогике и психологии, да и в целом такой подход ему показался очень интересным. Но и не менее трудозатратным, так как необходима предварительная долгая работа с каждым ребенком. Сначала нужно понять особенности, а потом с учетом этих результатов выстраивать работу индивидуально, чтобы в итоге не было большого количества отстающих в классе в пределах одного уровня. На практике все это достигается за счет свободного времени учителя, когда ты вне уроков проверяешь, анализируешь и делаешь выводы. И потом, уже во время урока, эти выводы можно проверить и отработать.

 

Что легче преподавать – русский язык или литературу?

На этот традиционный вопрос, как отметил мой собеседник, однозначного ответа нет. Все зависит от темы: бывают такие, которые запросто воспринимаются на уроках русского языка, другие – на уроках литературы. Но всегда остаются темы, когда раскачать учеников трудно на обоих предметах, даже обладая всеми современными инструментами – компьютерами, мультимедийными досками и так далее.

Например, по русскому языку есть целый набор правил, обычно забываемых на экзаменах, хотя изучаются они постоянно. В орфографии это правописание одной и двух букв «н», а также правописание корней с чередованием гласных. По литературе для современных ребят главная трудность – читать объемные произведения. Читать нужно летом, а летом не хочется, и в итоге: «Так что же хотел сказать автор?..» Особенно страдают от невнимания романы Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Федора Достоевского.

– Основная задача, которая стоит перед учителем на уроке литературы, – считает Андрей Николаевич, – не только проанализировать текст и понять его, но и отработать навык, сформировать умение у ребят, чтобы они сами и проводили аналогии. Тут банальным чтением краткого и даже полного содержания не обойтись. Поэтому приходится философствовать и приводить примеры из жизни, аналогии с современными реалиями. Это тот прием, который я часто использую.

В качестве примера учитель рассказывает о работе над романом Лермонтова «Герой нашего времени». Да, название неоднозначное. Да, в центре современная неординарная личность. Все ли захотят пообщаться с таким героем, как Печорин? На этот вопрос учитель просит ответить письменно каждого ученика в классе. Результат – почти все ответили да, потому что он интересен, нестандартно мыслит, умен и даже симпатичен, судя по описаниям! После этого учитель просит класс ответить на второй вопрос: «Хотел бы ты себе такого друга, как Печорин?» Класс задумался, и в результате практически никто не ответил положительно. Ученики понимают, что надежды на этого человека нет, как и нет доверия ему. Быть в чем-то похожим на него внешне – да, общаться – да. А другом – нет…

– Как в фильме «Джентльмены удачи»: этот нехороший человек предаст вас при первой опасности! – поясняет Андрей Николаевич. Вот на примере таких аналогий дети лучше понимают главного героя, его поступки.

– И как вы подбираете подобные аналогии?

– Порой они приходят самостоятельно. Может, это связано с моим жизненным опытом, немало примеров я брал из студенческой жизни и из армейских будней. Видел много людей, похожих на тех, которые уже описаны в литературе. Ведь не зря же литературу называют зеркалом истории, то, что происходило, можно найти в том или ином произведении. Также можно найти и похожих людей.

Думаю, в литературе даже есть герой, похожий на самого Андрея Баранова, он также обожает рыбалку в тишине раннего утра, увлекается легкой атлетикой и играет на гитаре любимой жене и трехлетнему сыну. А еще понимает, что от него и его работы зависит, какими завтра станут люди и общество, в котором все мы будем жить.

Татьяна МАСЛИКОВА, Тамбовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте