Ни в какой сфере деятельности не используются тетради. Весь мир давно перешел на бумагу формата А4. Тетрадка в традиционном виде удобна для школьника младших классов как форма организации текста малого объема. Ребенок хорошо воспринимает небольшой текст в формате страницы ученической тетради. Старшеклассникам, создающим тексты большого объема (изложения, сочинения), неудобно охватывать взглядом части выполненной работы в таком формате.
1. Бумага
К концу учебного года на учительский стол ложится только стопка листов, а у каждого ученика скапливается папка с файлами – личный учебный архив, содержащий выполненные работы, тексты художественных произведений, правила правописания, словари, критические статьи и статьи из учебников. Учебные документы в формате реальных документов.
Бумага долго жила в самых разных форматах. Еще несколько десятилетий назад бумага для машинописных работ имела разницу по длине и ширине до 2 см. Появление принтеров зафиксировало общий для всех формат. Чем он удобен?
В первую очередь текстовую или иллюстративную информацию в таком формате легко охватить глазом. Затем следует удобство размещения в портфеле, папке, деловой сумке и т.п. Лист бумаги гораздо легче толстой книги, которую ученик несет в своем неподъемном ранце ради одного стихотворения или параграфа.
Формат бумаги А4 соотносится с форматом экрана компьютера, который становится все более привычным для глаза ученика.
И, наконец, лист бумаги с распечатанным текстом более доступен, чем книга. Простой пример. Незадолго до выпускных экзаменов был опубликован вариант комплекта тем сочинений, включавший в себя анализ стихотворения В. Жуковского «Песня» (кстати, именно эта тема и выпала московским и подмосковным школьникам). Для проведения консультации учителю нужно было снабдить всех учащихся класса текстом стихотворения. Едва ли в каждой школьной библиотеке нашлось должное количество сборников Жуковского.
2. Ученик
Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. Им необходимо посмотреть и потрогать. Раскрасить и подрисовать.
Что такое усы, бороды и прочие украшения, которыми снабжают школьники среднего звена портреты писателей в учебниках литературы? Только ли вандализм, в котором мы спешим обвинить подростка? Или неосознанное желание поучаствовать? Проведем эксперимент. Предложим школьникам украсить письменную работу портретом писателя. Одни найдут открытку или репродукцию из журнала, другие честно перерисуют портрет из учебника, третьи – продвинутые – скачают портрет из интернета и будут гордиться качеством своего цветного принтера. В конце учебного года проверим в книгах наличие усов. Их не будет.
На уроке русского языка перед письменным выполнением упражнения ученики вместе с учителем проговаривают пропущенные буквы и знаки препинания. Но только ли проговаривают? Отнюдь нет: все прописывается в книге, которая на следующий год будет служить другому ученику и к которой он будет относиться с естественной гадливостью. Отсканируем упражнение и раздадим ученикам. Пусть заполнят пропуски в открытую и запомнят. Листки переворачиваем, упражнение выполняется, книга цела. Работа готова к проверке, самопроверке или взаимопроверке.
Выпускник готовится к сочинению. Комплекты тем опубликованы. Нужно повторить огромное количество текстового материала. Где он? В тетрадях, законспектирован неразборчивым почерком, в книгах, которые сданы в библиотеку. В бедной перегруженной голове. Все это нужно добыть, переворошить. Не проще ли перелистать материал, выполненный своими руками, и добавить недостающее?
3. Учитель
Для учебного процесса перенос текста в пространство листа А4 дает возможность одновременного размещения текстов из разных источников, сочетания готового текста и задания. Текст можно распечатать, оставив широкие поля, если нужно озаглавить его части, составить тезисы и т.п.
Ученик гораздо раскованней чувствует себя, если может работать с текстом не только визуально, но и «трогая» его руками. На этом основан прием работы с маркером. Если необходимо найти в причастиях суффиксы или в стихотворении эпитеты, их можно обозначить ярким цветом прямо в распечатанном тексте, не портя книгу. Точно так же можно выделить важнейшие моменты в художественном тексте, основные мысли критической статьи, данные, которые необходимо запомнить и т.п.
Приведем несколько примеров работы с текстом и маркером в формате А4.
4. Поэзия и маркер
Существующие и перспективные (ЕГЭ) формы итогового контроля выпускников средней школы по литературе предъявляют высокие требования к уровню подготовки учащихся. Популярность сборников «золотых» сочинений и прочих «ответников» обусловлена не столько незнанием, сколько привычной неуверенностью в себе среднего ученика, ненадежностью его «оперативной памяти», ощущением несоответствия предъявляемым требованиям. Прикосновение в самом прямом смысле этого слова к тексту снимает этот синдром.
Сейчас модно ругать «клиповое сознании» подростка, но можно принять это явление как объективный факт и заставить работать это «клиповое сознание» на развитие ученика.
Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как «раскрашивание» маркерами текста, весьма продуктивен для такой серьезной деятельности, как анализ поэтического произведения.
Далее приведены листы с заданиями для учащихся 10-го класса в том виде, в котором они их получают, и после выполнения задания. В данном случае речь идет об особенностях лирики Ф. Тютчева и А. Фета. Возможны различные учебные ситуации. Например, учащиеся прослушали лекцию учителя и должны актуализировать полученные знания об особенностях лирики двух русских поэтов. Или учащиеся знакомы с лирикой Тютчева и на основе этих знаний должны самостоятельно выявить особенности лирики Фета. Или же с этих наблюдений и начинается знакомство с творчеством обоих поэтов.
Отвечая на вопросы, учащиеся обращаются к тексту и маркируют слова или строки, затем на основе ответов создают связный текст и делают выводы. В приведенных примерах полученные тексты представляют собой письменный ответ или тезисы устного ответа. На этой основе может быть написано сочинение.
Татьяна Мусатова, учитель русского языка и литературы гимназии «Мастер-класс», Москва
Комментарии