search
main
0

Каждому свое задание Одно – для утомленных, другое – для тех, кто не совсем устал, а третье – для сильных

– Существует опасность, что проблему здоровьесбережения могут просто “заговорить”, – эту мысль высказала доктор биологических наук Елена Дзятковская, автор многих научных трудов об экологии и здоровье. – Но есть в Иркутске гимназия N2 – это одно из тех инновационных образовательных учреждений, где эти вопросы рассматриваются на серьезной научной основе.

За большим “круглым столом” гимназической библиотеки собрался целый коллектив педагогов, которые под руководством Елены Дзятковской увлеченно и последовательно обговаривают проблему здоровьесбережения. О работе начального звена исчерпывающе рассказывает учитель Ольга Косымова; о том, как правильно “перехватить эстафету” среднему звену, – учитель биологии Лариса Чикалина и учитель русского языка и литературы Елена Левшина. Рядом с ними доцент кафедры охраны здоровья Института повышения квалификации работников образования Ирина Белозерцева, разработавшая системообразующий сквозной курс “Учись саморегуляции”: как по минимуму тратить ресурсы своего здоровья. Лариса Чикалина продолжила эту работу в своем авторском курсе антропоэкологии, то есть экологии человека.
Позже в разговор включатся школьный психолог Елена Витвицкая и директор гимназии отличник народного просвещения Николай Абаринов.
Участники беседы сразили меня наповал двумя вещами. Во-первых, идущий в гимназии эксперимент доказал: здоровье во время интенсивной учебы в школе можно не только сохранить, но даже и улучшить. Во-вторых, учебную нагрузку не надо снижать, а можно… увеличить на четверть без всякого ущерба для здоровья!
– Гениальная идея гимназии в том и заключается, чтобы улучшать здоровье… в самом процессе учебы. Не ходить в поликлинику на физиопроцедуры, а работать с информацией так, чтобы оптимизировать работу мозга! Мы должны научить ребенка заботиться о собственном здоровье. Начиналась эта работа в 1997 году. Сначала втянулись два класса, потом их стало больше, а сейчас все поняли, что эта методика сберегает здоровье и самого учителя.
По словам Елены Дзятковской, недавно обнародован доклад Института педиатрии и репродукции человека Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН. Независимое исследование показало, что в классах гимназии, где реализуется программа “Здоровье”, число детей с гармоничным физическим развитием в два раза выше среднегородского показателя. У гимназистов гораздо лучше и нервно-психическое здоровье.
– Сначала мы даже не ожидали, что будут такие высокие результаты. Думали, что немного стабилизируем состояние здоровья ребят, и это будет уже очень хорошо. В начальной школе выявлялись единицы, а в некоторых классах вообще не было ни одного здорового ребенка, – продолжает Дзятковская. – Но у нас стало увеличиваться количество детей с первой группой здоровья!
Сейчас идет всероссийская диспансеризация. Не обижая врачей поликлиник, хочу отметить: если исследовать здоровье детей углубленно, то результаты получаются более объективными. Педиатры дают более приземленную и тревожную картину, и поэтому нас интересует именно такая независимая экспертиза. Кроме того, Институт педиатрии проводит углубленные клинико-лабораторные исследования, которые в функции поликлиники не входят. Мы приглашали специалистов института в первом, третьем, шестом классах. И эти очень тонкие методы исследований показывают, что в гимназии налицо – оздоровление детей.
Директор гимназии Николай Абаринов доволен тем, что число учеников, пропускающих занятия по болезни, сокращается с каждым годом:
– Самое главное – снижается число детей с хроническими заболеваниями, ведь в последние годы у школьников появились такие болезни, которые были им несвойственны: сахарный диабет, ишемическая болезнь, болезни желудка и много других. Но я считаю, что проблему детского здоровья уже надо рассматривать в государственном масштабе. Моя директорская стратегия – содействовать тому, чтобы учителя на уроках могли внедрять здоровьесберегающие технологии не только в начальном и среднем звене, но и в старшей школе. Ребенок должен научиться влиять на окружающую среду и получать от нее положительные эмоции.
Здоровьесбережение во 2-й гимназии стало той самой идеей, которая всех консолидирует и является ключевой в работе методического объединения, в деятельности учителей-исследователей. Создана атмосфера, где эта проблема обсуждается, где можно почерпнуть опыт другого учителя.
Как отмечает Елена Дзятковская, очень часто в образовательных учреждениях ограничиваются лишь созданием определенных условий: организацией питания, физкультуры, летнего оздоровления, обеспечением медико-психологического сопровождения.
В то же время, классифицируя школьные хвори, медики заявляют: более пятидесяти процентов – это так называемые информационные болезни. Они связаны с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением. Это психосоматические болезни – и язвы желудка, и гастриты, и различные неврозы, и функциональные кардиопатии, и сердечно-сосудистые аритмии. Их еще называют “болезнями информационного стресса”. Как убеждена доктор Дзятковская, неправы в тех образовательных учреждениях, где рассуждают примерно так: пусть дети больше двигаются, накормим их, напоим фиточаем, а сам учебный процесс оставим без изменения.
– Сегодня 2-я гимназия уже вышла на разработку технологии – устойчивой системы организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет достичь цели и может быть воспроизведена в разных образовательных учреждениях, – подчеркивает Елена Дзятковская. – А цель – научить учиться с минимальными затратами здоровья. Педагоги опираются на ведущие принципы здоровьесберегающей среды: прежде всего это личностный смысл обучения, мотивация. Учеба против воли ребенка никогда не будет улучшать его здоровье, даже если непрестанно пичкать его лекарствами. И ученик, и учитель должны ощущать психоэмоциональную комфортность.
Второй принцип – индивидуализация учебного процесса. Например, всем известно, что двигаться полезно. Но, может быть, в данный момент вот этому ребенку лучше не прыгать, а полежать на парте и подремать…
Учитель начальных классов Ольга Косымова прекрасно владеет секретом – как сделать урок “теплым и живым”, комфортным для каждого ребенка. У ее учеников запасен целый арсенал для развития сенсорной культуры, различных навыков. А еще Ольга Косымова говорит детям: “Домашнее задание сделайте по желанию”. И его выполняют все…
В среднем звене на дом задают разноуровневые задания. Первый уровень – для астеничных, утомленных детей; второй уровень – для тех, кто хоть и подустал, но любит предмет; третий уровень – для сильных.
Языковед Елена Левшина на своих уроках постоянно работает с цветом, активно используя монохромные пятна, нарисованные кленовые листья, цветные мелки. Как-то она зашла в хозяйственный магазин, увидела яркие хозяйственные губки… И накупила на весь класс, красных и зеленых. Отличный канал обратной связи получился. Согласен с тем, кто отвечает у доски, – поднимаешь зеленую карточку, и наоборот. Пишут ученики Левшиной под музыку природы – в магнитофон ставится кассета со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Дети по совету учителя обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой – когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. Ребята любят уроки русского и за то, что Елена Васильевна не пользуется красной пастой при проверке тетрадей, а исправляет ошибки фиолетовой или оранжевой ручкой. Она объясняет это так: “Если ребенок открывает тетрадь и видит там много красного цвета, это пугает и отталкивает его. Зачем раздражать ученика, если этого можно избежать?”
– Учителя гимназии очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей, – Елена Дзятковская рада успехам своих коллег. – И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей, психологов и медиков.
Следующий принцип здоровьесберегающей технологии – учет законов психики, законов познания. К сожалению, в учебниках, в учебных программах их обходят стороной, говорит доктор Дзятковская: “Считается, что педагогика по умолчанию должна реализовать принцип “Не навреди”. А это совершенно не так! Когда мы проводим независимую медико-психологическую экспертизу педагогических технологий, оказывается, что потенциал здоровьесбережения есть. Но если он неявен, если на нем не акцентируют внимания, то этот потенциал так и остается невостребованным. И в значительной степени потому, что педагогика только в последнее время стала ставить вопрос: а что же такое – теория познания? Как познает ребенок, каковы психические, физиологические особенности этого информационного процесса? Что такое информация?
Сегодня законодатели говорят: наша нормативно-правовая база устарела, она не успевает за новыми достижениями в области информационных технологий, психически глубоких воздействий на ребенка. Сегодня и в выборных, и в рекламных кампаниях используются новые способы воздействия на человеческую психику. Сам процесс взаимодействия “человек – информация” таит в себе еще столько загадок! Но многое мы уже знаем и можем дать педагогике такие технологии, которые обеспечат снижение цены обучения.
Уменьшать учебную нагрузку не надо – напротив, ее можно без ущерба для здоровья увеличить на двадцать пять процентов, научив работать с информацией рационально. Невозможно в век, когда информационный вал стремительно растет, изолировать ребенка, посадить его “под колпак”. Наоборот, мы должны вооружить ребенка современными методами работы с этим потоком информации, чтобы он мог в нем ориентироваться. Этого можно достичь – показатели обученности в гимназии также в полтора-два раза выше, чем по городу.
Еще одна инвариантная составляющая здоровьесберегающих технологий – обязательная рефлексия, которая позволяет выйти на саморегуляцию. Ребенку надо уметь посмотреть на себя со стороны, оценить, спрогнозировать – пусть на несколько шажочков вперед – свое развитие, то есть речь идет об индивидуальной образовательной траектории, о развитии системного проектного мышления. Здоровьесберегающая компетентность – это новое понятие тоже отрабатывается в гимназии, оно подразумевает не только владение стратегиями и технологиями, но еще и системой ценностной ориентации. Ученик должен ответственно подходить к здоровью – своему, окружающих, здоровью природы. Гимназия рассматривает вопросы здоровья – физического, психического и социокультурного – в рамках общегражданского воспитания. Недаром образовательное учреждение носит название “Гимназия здоровья и развития творческой личности”.
– Веду занятия у студентов, и меня поразило, что 80 процентов из них школу даже вспоминать не хотят! – рассказала Лариса Чикалина. – Школа должна стать Городом Солнца – тогда будет здоровым все его население…

Элеонора КЕЗ
Иркутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте