search
main
0

Картографическая грамотность: новые возможности. Необходимость использования картографического материала в процессе обучения дисциплине «География». Формирование картографической грамотности в рамках изучения начального курса географии в 5-м классе

​Окончание. Начало в № 43

Создание на основе карт описаний качественных характеристик объектов, явлений и процессов, изображенных на карте При выполнении данных видов работ происходит не только знакомство учащихся с базовыми понятиями географии, но и «узнавание» их на карте.Задание 4. Используя физическую карту России в атласе (рис. 7), дайте описание географического положения Уральских гор. Заполните таблицу.Кроме того, вспомогательной попутной задачей при составлении описаний по карте может быть также задание на преобразование картографической информации в другие формы – текстовую, табличную, схематичную и т. д.С точки зрения ФГОС ООО данное задание позволяет учащемуся основной школы научиться описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов, представлять полученную географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач, в различной форме.Данный вид умений можно отрабатывать на любой предметной теме начального курса географии. Например, используя карту бассейна реки Амазонки в атласе АСТ-ПРЕСС (рис. 8) можно предложить задание по составлению описания особенностей речного бассейна и водного режима реки Амазонки и ее притоков. Карта крупного масштаба, с хорошей детализацией позволяет учащимся выполнить это задание качественно, осваивая параллельно такие непростые для пятиклассников понятия, как «речной бассейн», «водосборный бассейн», «гидрографическая сеть», «уклон», «исток», «приток 1‑го порядка», «тип устья», «вод­ный режим» и т. д.В противовес первому заданию результаты данной работы можно предложить оформить в виде графиков.Освоение графических приемов работы с картой – построение по картам профилей, разрезов, графиков, диаграмм

Ярким примером задания по развитию данного вида картографических умений является построение вертикального профиля рельефа для отрезка АВ по данным топографической карты. Это задание хорошо известно всем учителям географии по материалам ОГЭ и ЕГЭ, вследствие чего останавливаться на нем не буду.

Итогом в данном задании может стать задание создать объемную модель карты береговой линии выбранного учащимися географического объекта, например, на картоне. Для этого придется освоить технологию измерений непрямых линий на карте, решить, какой масштаб будет иметь картонная модель и т. д. В моей практике учащимися 6‑х классов были созданы объемные модели заливов Лим-фьорд и Обская губа и т. д.

Работа по формированию картографической грамотности в разрезе описанных выше учебных задач обеспечивает устойчивое развитие не только предметных географических компетенций, но также личностных и метапредметных универсальных действий согласно ФГОС ООО, таких как:- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

P.S. О том, как диагностировать уровень картографической грамотности, читайте в электронной версии «Учительской газеты».

Ирина БАСКЕВИЧ, учитель географии пермской школы №7 с углубленным изучением английского языка, лауреат конкурса «Учитель года России»-2012

Диагностика уровня картографической грамотности  Формирование основ картографической грамотности начинается еще в начальной школе. В основной школе освоение ФГОС ООО в рамках предмета «География» выстраивается на основе предметных и метапредметных результатов освоения программы начального общего образования. Однако уровень сформированности этих компетенций у учащихся 5-х классов значительно варьирует. В связи с этим важным этапом в развитии картографической грамотности является своевременная входная диагностика уровня сформированности географических предметных компетенций и навыков работы с картой. Поскольку в 5-ом классе учащиеся только приступают к изучению нового для них предмета «География», то и учитель во входной диагностике должен придерживаться не только цели оценить уровень освоения учащимися базовых понятий, пройденных в начальной школе в ходе изучения предмета «Окружающий мир» (стороны горизонта, океан, материк, остров, архипелаг), но и не «спугнуть» интерес только приступивших к изучению географии школьников. Из опыта работы это можно сделать увлекательным и интересным следующим образом. Учащимся предлагается текст и карта-схема. Формулировка задания звучит предельно просто, а забавные названия вымышленных географических объектов, таких как океан «Смысла», пролив «Доказательства» пробуждают неподдельный интерес и отодвигают для учащихся истинную педагогическую цель оценивание на дальний план. Ребята увлеченно выполняют задание, в ходе которого происходит не явная проверка базовых картографических умений. Кроме того, учитывая уровень оснащенности современного ребенка всевозможными гаджетами, ответ на данное задание также невозможно найти во всемирной паутине по причине того, что таких объектов просто не существует.    Задание. Подпишите на карте (рис.1) географические объекты в соответствии с текстом. В архипелаг Знаний входят 12 островов, омываемых тремя океанами. С севера архипелаг омывает океан Фактов, с юга – океан Идей, с запада – океан Смысла. Острова архипелага омывает межостровное море Логики. Самый большой остров в архипелаге – остров Географа. С севера этот остров омывается водами океана Фактов, с запада – проливом Доказательства, с востока – проливом Мысли, с юга – морем Логики. Самый западный остров архипелага – остров Физики, рядом с ним находится остров Химии. Оба острова образуют архипелаг Естественно-научной мысли и омываются с запада – океаном Смысла, с северо-востока – отделены от острова Географа проливом Доказательства. С юго-востока острова архипелага отделены проливом Эксперимента от архипелага Математики. На юге от острова Географа находится малый архипелаг Математики, который входит в архипелаг Знаний. В архипелаге Математики находятся в порядке с запада на восток острова Алгебра, Тригонометрия, Арифметика, на юге – остров Геометрия. На юге архипелаг Математики омывается океаном Идей, с востока отделен проливом Аксиомы, с севера – омывается морем Логики. Восточнее архипелага Математики через пролив Аксиомы находится остров Истории. С востока его омывает пролив Памяти. Самый восточный остров архипелага Знаний – остров Филология. Между островом Географа и островом Филология находится остров Биология, который с запада омывается проливом Мысли, а с востока – проливом Рассуждения. С востока остров Филология омывается океаном Фактов. Южнее острова Филология находятся с запада на восток остров Проза и остров Поэзия, разделенных проливом Синтаксис. Остров Филология и остров Поэзии разделяет пролив Морфологии. С востока острова Филология и Поэзии омывает океан Фактов. Рис. 1. Карта «Океана Смысла».   Ниже приведена таблица, показывающая то, какие географические понятия и первоначальные навыки работы с картой проверялись с помощью этого задания, и ответ к тексту (рис.2).     Рис. 2. Ответ к заданию.   Когда согласно результатам диагностики все сложности выявлены, понятия разобраны и отработаны, можно планировать дальнейшую работу по формированию картографической грамотности, в чем я желаю успеха всем учителям географии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте