search
main
0

Калмыцкий миллион. или В чем «провинился» национальный проект

«Полагаю, что рано или поздно это письмо в итоге дойдет и до нашего ведомства. Так что разъяснения по ситуации все равно будем давать мы, – Ирина Дмитриевна Кавкишева, начальник управления образования администрации Городовиковского района Республики Калмыкия в очередной, не последний, раз просматривает письмо родителей первоклассников городовиковской школы № 1. – Сначала его рассмотрят в Министерстве образования и науки РФ, потом в нашем родном Министерстве образования и науки Республики Калмыкия, и наконец оно придет к нам. Не совсем понятно, почему родители решили, что проще отправить письмо Андрею Фурсенко, вместо того чтобы просто перейти дорогу и спросить лично у меня…»

Письмо из Республики Калмыкия пришло и в редакцию «Учительской газеты». Родители первоклассников городовиковской средней школы № 1, видимо, исчерпав все доступные им способы задать вопросы и получить ответы, интересовались у редакции и заодно у главы Минобрнауки России Андрея Фурсенко, так ли необходимо их детям изучать калмыцкий язык. «Еще до поступления в первый класс в мае нас насторожило выступление директора по учебной части, которая радостно сообщила, что школа в рамках национального проекта «Образование» выиграла президентский грант в 1 миллион рублей и в настоящее время входит в эксперимент по созданию прогимназии с обязательным изучением калмыцкого языка для всех детей всех национальностей», – рассказывали они. Из текста письма следовало, что, несмотря на предложение о замене изучения калмыцкого языка любым другим разделом или направлением национально-регионального компонента (природа, культура, экология, живопись или литература), директор не пошла навстречу родителям, и первоклашкам пришлось изучать калмыцкий язык. Кроме того, родители жаловались на чрезмерную учебную нагрузку в первых классах – вместо положенных 20 часов дети постигают азы науки 23 часа. «Все встречи родительского комитета с администрацией школы заканчивались на высоких нотах и тем, чтобы мы не настраивали детей», – переживали родители.

«В районе у нас 32 подведомственных учреждения, – рассказывает Ирина Кавкишева. – Школа, по письму родителей учеников которой вы приехали, – одна из лучших по показателям успеваемости и исторически продвинутая в плане новаций».

Городовиковский район Калмыкии с сердцем в городе Городовиковске – самый восточный в республике. Исторически так сложилось, что по национальному составу он отличается от других районов. Если по Калмыкии титульная национальность составляет 50 процентов населения, то в Городовиковском согласно последней переписи калмыков – 24 процента. Городовиковск приобрел статус города относительно недавно, в 1972 году. До этого он был рабочим поселком.

«Вообще острых проблем с тем, изучать калмыцкий язык или нет, у нас никогда не возникало, – говорит начальник районного управления образования. – Все школы в республике с русским языком преподавания и изучением калмыцкого как предмета. Такая система существует уже более 10 лет». По словам Ирины Кавкишевой, это ни в коем случае не противоречит законам ни Российской Федерации, ни Республики Калмыкия как субъекта РФ. Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 6 п.6) «вопрос изучения государственных языков республик регламентируется законом республик». Закон же Республики Калмыкия «О языках народов Республики Калмыкия» утверждает два важных в контексте проблемы пункта: во-первых, знание калмыцкого языка – гражданский долг каждого человека, постоянно проживающего на территории региона, а во-вторых, изучение калмыцкого и русского языков равнообязательно для всех учебных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

Существует также республиканский Закон «Об образовании», в котором в ст. 8 п.6 говорится следующее: «В образовательных учреждениях, а именно: в общеобразовательных школах с первого класса, в профессиональных училищах, средних специальных учебных заведениях, вузах, в которых преподавание ведется на русском языке, калмыцкий язык вводится в качестве обязательного учебного предмета, как один из государственных языков Республики Калмыкия». «Что касается непосредственно школы, то, во-первых, можно сделать ссылку на индивидуальный учебный план, утвержденный на 2007 – 2008 годы, который определяет максимальный объем учебной нагрузки, распределяет учебное время, отводимое на изучение государственного образовательного стандарта, и согласно инструктивно-методическому письму Минобрнауки Республики Калмыкия от 16 сентября 2003 года изучению калмыцкого языка отводится 2 часа в неделю», – уточняет Ирина Дмитриевна. Причем изучение калмыцкого языка и соответственно оценка знаний учеников для титульной и нетитульной национальностей различны. С первого по четвертый класс ученики занимаются у одного преподавателя по одной программе развития речи. Таким образом, они приобретают базовый лингвистический запас, необходимый для общения. С пятого класса ученики делятся на две подгруппы – титульная и нетитульная национальности соответственно. Калмыки продолжают изучать родной язык по углубленной программе, подразумевающей освоение грамматики и орфографии. Некалмыки продолжают развивать свою калмыцкую речь. Что же касается оценки знаний, то первый класс согласно Госстандарту обучают по безотметочной системе. Далее калмыцкий оценивается по той же системе, что и другие предметы. Итоговый экзамен по языку обязателен лишь для титульной национальности. Остальные дети его сдают по желанию. По итогам девяти классов оценка выставляется в аттестат. То есть в финале обучения выпускники покидают школу, по сути, трехъязычными: зная русский, калмыцкий и иностранный языки.

Изучение калмыцкого языка никак не связано с участием или неучастием школы в нацпроекте «Образование». «Тут, скорее всего, проблема выстраивания коммуникации между родителями, директором школы и учениками, то есть вопрос, вероятно, в недоработке администрации, – уточняет начальник управления образования района. – Скорее всего, родители для себя связали два события – нацпроект и изучение калмыцкого языка – и посчитали, что школа, получив грант, решила выделиться изучением калмыцкого языка, что и так обязательно для всех школ республики».

По словам Ирины Кавкишевой выходит, что единственное, в чем национальный проект действительно «провинился», так это в увеличении часов нагрузки на детей. После победы в ПНП «Образование» и получения миллионного президентского гранта школу решено было сделать гимназией. «Но вы же понимаете, что переход учебного учреждения из статуса школы в статус гимназии не означает просто смену вывески, – это происходит поэтапно», – уточняет она. Первый этап, подготовительный, закончился в 2007 году, второй запланирован на 2007-2008 годы и подразумевает переход на прогимназическое образование младшей начальной ступени, реализуемый в этом образовательном учреждении. Прогимназических, то есть, если по старинке, первых классов в школе два – 1-й»А» (16 учеников) и 1-й «Б» (18 учеников). Переход на прогимназическое образование всеми нормативными документами, по словам Ирины Кавкишевой, подтверждено. «Злосчастные» 23 часа нагрузки тут появляются исключительно из-за того, что прогимназический класс – экспериментальный, о чем, по словам начальника управления образования, родители были осведомлены.

«Мне, например, за школу очень обидно, – подытоживает Ирина Дмитриевна. – Она лучшая в районе, туда стремится каждый родитель, желая дать хорошее образование своему ребенку с перспективой поступить в ведущие вузы страны».

«Мы проводим с родителями будущих первоклассников собрание, информируем их о том, какие школа предоставляет образовательные услуги, – говорит директор городовиковской школы № 1 Зоя Борисовна Кугнинова. – В этом году была принята новая программа развития, подразумевающая переход на прогимназическое образование. Выигранный миллион тут ни при чем. Родители задавали вопрос, возможна ли замена калмыцкого языка на изучение природы родного края. Но от нас это не зависит, так как изучение языка прописано в законе».

В своем письме в Министерство образования и науки родители первоклассников просят помочь разобраться с тем, почему их детей заставляют учить калмыцкий язык. С позиции законов все ясно. Тем не менее ясно и то, что проблема гораздо глубже и дело не только в соблюдении законодательства (федерального или республиканского). Вопрос в логике жизнедеятельности. Вероятно, живя в Калмыкии, русские должны знать калмыцкий, так же как и калмыки – русский. В одной стране живем, уважать друг друга должны, проявлять интерес к традиции, истории, языкам. Пока этого не получается. Почему? Ответ на этот вопрос не пришлют руководители, которым адресовано письмо родителей. Ответ должны найти школа и родители ее учеников. Если, конечно, захотят.

Городовиковск, Республика Калмыкия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте