Анастасия ХРЕБТОВА, первый заместитель министра образования Калининградской области:
– Четыре года назад мы провели социологическое исследование интересов нашей молодежи и увидели поразительную картину. Молодежь целиком направлена на Запад, очень большое число тех, кто отвечал на предложенную анкету, заявили, что Калининградская область – не Россия, а больше Европа, хотя исторически она заселялась выходцами из коренной России. То есть люди, которые имеют корни только в России (в области практически не осталось тех, кто жил здесь до войны), считают эту территорию не Россией, а себя – жителями Европейского региона. Самое главное, что не в этом беда, а в том, что и направленность соседних государств в этом отношении (Литвы, Польши – одни называют Калининградскую область малой Литвой, другие говорят, что она – часть Польши, немцы считают, что это бывшая Восточная Пруссия) – очень сильна. Наша молодежь посещает соседние страны, смотрит, сравнивает условия жизни у нас в области и за границей, оказывается ориентированной на Запад с точки зрения продолжения жизни. На вопрос, где бы вы хотели жить и работать, 75% опрошенных ответили, что хотят жить и работать за границей, в Западной Европе или в Америке. Поэтому для нас культура, воспитание, традиции очень важны, и мы начали с 2000 года активно работать над тем, чтобы в работу дошкольных учебных заведений, в школьные предметы вводить элементы традиционной народной культуры, пытаться ориентировать детей на Россию и, во всяком случае, воспитывать в детях понимание и любовь, глубокое знание своих корней, своей истории. Мы начали вводить предметы, которые позволяют это сделать. Но проблем здесь очень много и с точки зрения подготовки учителей, и с точки зрения разработки учебных пособий, потому что учебный план не бесконечен, его объем ограничен и можно только как-то интегрировать эти предметы в федеральный компонент. Поэтому эта работа, работа, которая ведется в Москве, для нас очень важна, и мы хотели бы, чтобы наша работа была обогащена всем тем опытом, который есть у московских ученых, управленцев, руководителей учебных заведений, у самих педагогов.
Комментарии