В МГУ имени М.В.Ломоносова сегодня завершится Международный конгресс «Психология – образованию». Организация психологических служб в школах, благополучие ребенка в условиях цифровизации, подходы к диагностике и коррекции трудностей обучения – эти и другие вопросы оказались в центре внимания российских и зарубежных экспертов.
Какие изменения необходимы в работе школьных психологических служб и в целом в психологическом сопровождении образовательного процесса? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.
Марина ЕГОРОВА, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А.Гуружапова факультета «Психология образования» МГППУ:
– Вряд ли можно назвать службой структурное подразделение образовательной организации, состоящее из пары человек. Создание многопрофильной психологической службы должно стать ключевым направлением развития данной структуры. В штат психологической службы необходимо ввести педагогического психолога, который совместно с учителем оказывает адресную помощь «неуспешным» школьникам. Психолог развития проводит работу, направленную на развитие сильных сторон личности, профилактику неудачной социализации, а также коррекцию социально-личностных отклонений у школьников. Специальный психолог, обладающий глубокими знаниями в области коррекционной психологии и педагогики, способен содействовать созданию в образовательной организации полноценной инклюзивной образовательной среды. Социальный психолог решает задачи, связанные с поддержкой благоприятного климата в организации в целом, а также в детском и педагогическом коллективах.
Психологи вышеуказанных профилей составляют необходимое ядро психологической службы, которая может быть расширена за счет включения в нее юридического и клинического психологов.
Не менее важно регламентировать профессиональный инструментарий педагога-психолога – диагностический, коррекционно-развивающий и прочий. Проблема заключается в том, что не разработан стандарт технологий, которые использует специалист в работе с учениками и педагогами. Экспертное заключение по содержанию и методике реализации программ психолого-педагогической направленности не является обязательным. Это напрямую влияет на уровень качества психологической помощи, оказываемой специалистами.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия:
– С сожалением должен отметить низкий уровень обеспеченности подготовленными кадрами из числа профессиональных психологов систем образования, социальной защиты и медицины. Это проблема не только Карелии, но и многих российских регионов. Когда мы говорим об оказании психологической помощи детям и семьям с детьми, то должны четко обозначить, какие именно услуги оказывает каждая сфера.
В образовании психолог сегодня должен обеспечить качественное сопровождение учебного процесса в условиях взаимодействия ребенка в группе сверстников с учителем. Решать вопросы мотивации к учебе, урегулировать межличностные конфликты, диагностировать отношения в группе, а также между ребенком и целым рядом значимых взрослых, и это при нагрузке порядка 700 человек на одного специалиста! Социальные службы, которые несут ответственность за решение вопросов в кризисных ситуациях и разрешение семейных проблем, не могут в полной мере оказать качественные услуги. Причина – отсутствие необходимых ресурсов и в первую очередь подготовленных профессиональных кадров. Еще одна сложность связана с отсутствием взаимодействия с системой образования. Не включено в процесс сообщество медицинских психологов, которые в лучшем случае отрабатывают экспертизу и чрезвычайные ситуации по запросу МЧС, при этом никак не участвуют в выявлении и коррекции случаев реальной нуждаемости в услугах детей с депрессивными состояниями и суицидальными признаками. Резюмируя, можно так обозначить спектр проблем: нет специалистов, их не готовят должным образом и не сопровождают их деятельность, нагрузка запредельная, а межведомственное взаимодействие крайне низкое по качеству.
Мария БЛАНК, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» Ростова Ярославской области:
– Сегодня деятельность психологических служб становится важным ресурсом развития образования. Однако при все возрастающей востребованности педагогов-психологов до сих пор не регламентирована их нагрузка. Подчас один психолог работает в школе, в которой обучаются более 1000 человек. О какой эффективности его работы может идти речь? Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих индивидуального сопровождения, становится причиной того, что другим направлениям работы (поддержка одаренных детей, профилактика и коррекция деструктивного поведения и т. д.) не уделяется достаточно внимания. Кроме того, рост отчетной документации, ежедневных запросов из различных организаций весьма ограничивает практическую деятельность педагогов-психологов.
Отдельно хочется сказать о психологической службе в сельских школах. При острой нехватке узких специалистов (дефектологов, логопедов) широта направлений деятельности педагога-психолога безгранична, по сути он должен быть мастером на все руки. При этом заработная плата педагогов-психологов в образовании очень низка, они не имеют права на пенсию по выслуге лет.
Все перечисленные проблемы в конечном итоге приводят к профессиональному выгоранию специалистов, формированию поверхностного подхода в практической деятельности, снижению уровня профессионализма.
Наталья ЧУРКИНА, директор ближнепесоченской школы №1, Нижегородская область:
– Тема психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей в условиях цифровизации сегодня стала наиболее актуальной.
Цифровизация среды, где пребывает ребенок, идет стремительными темпами и оказывает мощное влияние на формирование образа жизни. Сегодня дети располагают широкими возможностями, чтобы удовлетворить свои информационные потребности: дома – компьютер, планшет или смартфон, в школе – интерактивная доска, Интернет, разные гаджеты. На уроках учителя чаще всего применяют информационные технологии. С одной стороны, это новые инструменты образования и саморазвития ребенка. И это положительный фактор. С другой – мы сегодня видим много проблем. Информационные потоки, стихии могут полностью овладеть ребенком, мы отмечаем зависимость детей от этих инструментов (так называемый цифровой наркотик), уход от реальной жизни, ущерб физическому здоровью: снижение зрения, сколиоз и другие заболевания.
Дистанционный формат обучения, который был введен в условиях пандемии, принес немного пользы, скорее наоборот. Даже с родителями приходится общаться через телефон, а собрания проводить в Zoom. И как бы противоречиво ни звучало, но информационная среда разобщает людей, она не способна полностью удовлетворить чувственно-эмоциональные и духовно-нравственные потребности ребенка. Это может сделать только живое, человеческое общение.
Поэтому психолого-педагогическим службам в школе важно позаботиться о благополучии ребенка в условиях цифровизации. Речь идет о сохранении его здоровья, соизмерении положительных и отрицательных факторов цифровизации, коррекции трудностей в обучении, создании и культивировании среды, облагораживающей и одухотворяющей внутренний мир ребенка.
Маргарита НОВИЦКАЯ, мама двух школьниц, Воронеж:
– На мой взгляд, психологи в школе сегодня ориентированы на детей с особенностями здоровья, то есть почти все время работают с такими детьми, потому что за них больше спрашивают. А обычные здоровые дети остаются без должного внимания. В общении с ними психолог часто формален, не ищет доверия подростков, и дети сами к нему не стремятся. Но это не означает, что у них нет проблем и им не нужна помощь. У меня оба ребенка уже немаленькие, одна дочка учится в седьмом классе, вторая – в девятом, и обиды и проблемы у нас каждый день! То учитель с ними не так поговорил, то не получается выстроить отношения с одноклассниками – ко мне они со всем этим не идут, потому что я «прошлый век». Конечно, мне бы хотелось почаще общаться со школьным психологом, узнать, что она думает о моих детях, может, что-то подсказала бы. Но мы считаемся благополучными, у психолога без нас забот хватает.
Татьяна Т., мама пятиклассника, Великий Новгород:
– Мой сын учится в гимназии. В ней есть психолог, который формально работает с детьми с первого класса. Но почти вся его деятельность сводится к редким тестам на проверку тревожности, коммуникабельности и прочих личных качеств, а также по профориентации. Такие тесты выдаются всему классу, а потом бумажки с ответами дети несут своим родителям. Больше мы никакой пользы от психолога не видим. В нашем классе учится злостный хулиган. Этот мальчик неадекватен, регулярно избивает других детей, даже девочек, на уроках ходит по классу, шумит, не дает остальным ребятам полноценно учиться. Его почти каждый день вызывают к себе директор, психолог. Но толку от этих бесед никакого. Нам объясняют, что исключить этого хулигана из учебного заведения нельзя, так как ему еще нет 14 лет. Я, как и многие другие родители, считаю, что необходимо менять закон и разрешить исключение из школы начиная с первого класса. Нужно наделить таким правом администрацию школы, а заключение по этому поводу должна давать школьная психологическая служба. Тогда психологические беседы со злостными хулиганами станут не пустой тратой времени, а тревожным звонком для родителей.
Комментарии