search
main
0

Какой должна быть методическая служба?

У Марианны ЛЕБЕДЕВОЙ, руководителя Центрального окружного учебно-методического центра, недавно отметившего свое 15-летие, на этот счет есть свой взгляд, основанный на практическом опыте. Об этом она говорила на недавней коллегии Департамента образования, посвященной перспективам развития городской методслужбы.

За 15 лет существования в округах сложились и, на мой взгляд, успешно работают окружные методические службы. У каждого центра – свое неповторимое лицо, своя структура, свой, если можно так сказать, почерк. Это уникальное достояние, которое необходимо сохранить, но это и проблема, ведь каждая окружная методическая служба должна иметь единые, унифицированные черты, четко определенный статус. То есть нам необходимо определить ту дельту, где заканчивается единообразие и начинается своеобразие.

Совершенно очевидно, что основная ведущая задача методической службы заключается в том, чтобы дойти до каждого учителя, индивидуализировать работу с ним, обеспечить методическую поддержку по всем направлениям деятельности педагога и образовательного учреждения. Прежде всего это диагностика и мониторинг возможностей и образовательных потребностей педагога для построения плана или программы его непрерывного образования. Эту основную задачу методические центры решают. При этом развитие системы образования – городской или окружной – требует от методической службы решения все большего количества сопутствующих задач. И тогда методическая служба превращается в сервисную. Происходит это без увеличения количества специалистов, зачастую в ущерб решению основной задачи.

Изначально штатное расписание методических служб формировалось исходя из количества учителей-предметников в округе без учета других направлений их деятельности. В итоге и в городе, и в округах стали возникать центры по направлениям. Задачу решения одной проблемы и подбора под эту деятельность квалифицированных кадров эти центры выполняют. Вместе с тем недостатки этой системы очевидны: налицо дублирование функций окружных методических центров, несогласованность работы, невключенность методистов в работу по данной проблеме, а в конечном счете – неэффективное расходование средств. Например, сотрудники одного центра занимаются внедрением информационных технологий в учебный процесс, другого – распределением техники и других ресурсов без учета потребности готовности конкретного учителя.

Мы у себя в ЦАО нашли решение этой проблемы в интеграции центров по направлениям в окружной методический центр, где все структуры подчинены директору ОМЦ. Это позволило формировать группы для решения крупномасштабных задач – от организации конкурса «Учитель года» до развития детского движения.

Для повышения эффективности деятельности методиста в округе разработан журнал нормирования учета рабочего времени. Анализ показал, что максимальное число обращений к методисту за месяц составляет около 800, включая консультации по телефону и электронной почте, что значительны затраты времени на сбор и обработку информации (особенно в лаборатории методики управления и центре информационных технологий), причем информация запрашивается одна и та же, но с расширением. Повышение собственной квалификации методистов происходит в основном во время подготовки научно-практических конференций и семинаров, а не целенаправленно, на это не хватает времени, значит, нужна система дистанционной поддержки. Но юридически методист не подлежит аттестации, следовательно, у него нет мотивации к повышению уровня собственной компетентности. Максимум уроков, посещенных в месяц одним методистом, не превышает 64, при такой интенсивности не достигается нужное качество. Анализ выявил также, что много времени занимают проверка и анализ работ в рамках мониторинга (мы перешли в режим электронного мониторинга), множество совещаний, имеющих информационный, а не содержательный характер (мы заменили их новостной лентой на портале и рассылкой материалов).

Важная задача методического центра – информирование участников образовательного процесса, но актуальность, своевременность информации, скорость ее получения и возможность немедленного обсуждения, к сожалению, проблема для методических служб. Не говорю уже о назревшей необходимости дистанционной методической поддержки учителя – для решения этой задачи сегодня нужны по меньшей мере два условия: ИКТ-компетентный методист и его оборудованное выходом в интернет рабочее место. Тогда окружной портал с его сервисными приложениями, форумами, интернет-консультированием становится еще одним рабочим местом методиста и его важнейшим ресурсом. Если методист не работает в таком режиме или хотя бы не учится этому, то информационные технологии обречены.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте