Цели:- ввести основные статистические понятия;- сформировать умение вычислять основные статистические характеристики: частоту и кратность варианты;- разработать алгоритм цветового анализа стихотворения.
Материалы к уроку:- листочки разных цветов, магниты;- задания для учеников;- проектор и экран (урок можно сопровождать презентацией).Ход урока1. ВступлениеУчитель русского языка: Сегодня мне хотелось бы ознакомить вас со стихотворением Николая Заболоцкого «Можжевеловый куст». (Можно послушать стихотворение в исполнении М.А.Глузского.)О чем это стихотворение? Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения?Попробуйте передать ваши эмоции при помощи цвета. Выберите 1-2 листочка тех цветов, которые отражают цветовую гамму стихотворения. Дети выбирают листочки. Учитель размещает их на доске. Учитель русского языка: Почему вы выбрали именно эти цвета? Какие слова вам подсказали? Знаете ли вы, что такое можжевельник, аметист? Какого они цвета?Рассмотрите аппликацию на доске. Мнений много, они разные. Какое же из них ближе к истине? К авторскому пониманию? Нет ли в тексте информации, которая ускользнула от нашего внимания?Ответы детей.2. Постановка и решение проблемы Учитель математики: Как вы думаете, может ли математика помочь вам определить цветовую гамму стихотворения? Как это можно сделать? Обсуждаются предложения учащихся.Учитель русского языка: Стихотворение состоит из слов, слова из букв. Как вы думаете, какие буквы определяют цветовые ассоциации? Психологи выяснили, что цветовые ассоциации определяются в основном гласными, особенно ударными.Накануне урока ученики провели в школе соцопрос о цвете букв. Ученики представляют результаты исследования.Сравните результаты вашего соцопроса с данными психологических исследований.К какому выводу можно прийти?Учитель математики: Оставим в стихотворении только гласные буквы. На языке статистики это общий ряд данных.Учитель русского языка: Заметьте, что лингвисты считают основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках звукобуквы а, о, е, и, ы. Оставим только а, о, е, и, ы, сосчитаем их количество. На языке статистики это варианты измерения. Задание можно выполнить в группах.Учитель математики: Если все варианты перечислить по порядку и без повторений, то это ряд данных измерения. Как мы видим, некоторые варианты измерения встречаются чаще, другие – реже.Если среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась ровно k раз, то число k называют кратностью этой варианты измерения. Табличное представление информацииУчитель математики: Можно ли уже сделать какие-то выводы о преобладании отдельных букв, а значит, и о цвете?Учитель русского языка: Может быть, по нормам русского языка буква О должна встречаться чаще? Как это определить?Статистические исследования большого количества литературных текстов показали, что частоты появления той или иной буквы стремятся к некоторым определенным константам. Таблицы, в которых собраны буквы языка и соответствующие константы, называются частотными таблицами языка. Таблица встречаемости букв русского языка (в %)Учитель математики: Как вы считаете, что нам нужно вычислить? Частоту встречаемости каждой из наших букв! И сравнить. На языке статистики – это частота варианты.Как это сделать? Объем измерения – количество всех букв в стихотворении – 485. Обратите внимание, что норма встречаемости выражена в %. Как выразить частоту варианты в процентах?Как найти отклонение от нормы?Выполняя вычисления, ученики заполняют таблицу.Интересно, что цвет Й воспринимается так же, как И, только слабее, поэтому при вычислениях количество сокращается на половину и приплюсовывается к И. В анализируемом стихотворении – 1,3 %.Учитель математики: Где самая большая разница между нормой и частотой буквы в данном стихотворении? Какие выводы вы можете сделать?Ответы детей.Учитель русского языка: В стихотворении преобладают синий и темно-коричневый. Какие ассоциации у вас связаны с этими цветами? Психологи называют синий цветом вечности. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью, зовет к нахождению истины. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. Синий цвет – это постоянство, настойчивость, самоотверженность, серьезность, строгость. Стабильность и преданность олицетворяет и коричневый. В начале урока каждый из вас определил свое цветовое восприятие стихотворения. Почему ваша цветовая палитра отличается от палитры, вычисленной математическими методами? Ответы детей.3. РефлексияУчитель русского языка: Как, по вашему мнению, может звучать тема урока? Наши варианты: «Какого цвета слово «статистика»?», «Как мы видим то, что слышим», «Мы видим звук…».Ответы детей. Учитель математики: Математическая составляющая нашего урока сегодня – это статистика. Как вы думаете, что такое статистика?Ответы детей.Статистика – получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества.Говорят, что математическая статистика – принятие решений в условиях неопределенности.Каковы, на ваш взгляд, задачи статистики? Какие основные статистические характеристики вы узнали сегодня? Как они вычисляются?Ответы детей.Учитель русского языка: Как вы считаете, может ли статистика помочь при анализе стихотворения? Смогли ли вы лучше понять стихотворение Заболоцкого?Повторите алгоритм действий при цветовом анализе стихотворения. Сможете ли вы применить его при анализе другого стихотворения?Учитель математики: Все, кого заинтересует звукоцветовой анализ стихотворения, могут обратиться к сайту http://zvukocvet.ru. Учитель русского языка: Немало интересного вы сможете найти в книге А.П.Журавлева «Звук и смысл».Восприятие человеком звука, цвета, запаха – удивительная вещь! Мы слушаем музыку, а внутренним взором смотрим на различные образы, вызываемые звуком. Видим природный пейзаж, а на слух приходит соответствующая мелодия. «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи).Материалы для учениковНиколай ЗАБОЛОЦКИЙМожжевеловый куст Я увидел во сне можжевеловый куст,Я услышал вдали металлический хруст,Аметистовых ягод услышал я звон,И во сне, в тишине, мне понравился он.Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.Отогнув невысокие эти стволы,Я заметил во мраке древесных ветвейЧуть живое подобье улыбки твоей.Можжевеловый куст, можжевеловый куст,Остывающий лепет изменчивых уст,Легкий лепет, едва отдающий смолой,Проколовший меня смертоносной иглой!В золотых небесах за окошком моимОблака проплывают одно за другим,Облетевший мой садик безжизнен и пуст…Да простит тебя бог, можжевеловый куст! 1957 Статистический анализ стихотворения Прим. ред. Презентация к занятию и аудиофайл – стихотворение «Можжевеловый куст» Николая Заболоцкого в исполнении Михаила Глузского – опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/773 Ирина ВАСИЛЬЕВА, учитель математики; Ирина Филиппова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013», учитель русского языка гимназии №4 Великого Новгорода
Комментарии