«УГ-Москва» продолжает публикацию результатов соцопроса, проведенного профессором А.Эфендиевым по заказу Московского городского комитета Профсоюза работников народного образования и науки.
«Поголовная» ориентированность одиннадцатиклассников Москвы на поступление в вуз, то есть на получение высшего профессионального образования, проявляется не только в ощутимой интенсификации учебной деятельности, их вовлеченности в различные виды дополнительных занятий. Не менее значимо и другое следствие этой ориентированности – жесткая специализация, «профессионализация» их интересов, предпочтений в изучении тех или иных предметов в зависимости от избранного профиля будущей профессиональной деятельности.
Оказалось, что мальчики чаще, чем девочки, любят алгебру (46% и 37% соответственно), информатику (44% и 21,3% соответственно), и, наоборот, ориентированность на иностранный язык чаще проявляется у девочек (39,9%), чем у мальчиков (25,8%), то же самое с литературой: у мальчиков лишь 18,1% назвали эту дисциплину среди любимых, у девочек – 49,4%. Гендерный фактор никак не сказался лишь на любви к истории (34,8% и 34,3% соответственно) у мальчиков и девочек.
В слабых школах очень низкий показатель доли школьников, ориентированных на изучение иностранного языка, – 17,9% (в среднем по выборке почти в два раза больше – 34%). В очень сильных школах, видимо, неплохо обстоит дело с компьютеризацией, отсюда и результат – доля школьников в очень сильных школах, ориентированных на информационные технологии, – 38% (в среднем по выборке – 32%).
«Уровень жизни семьи» особенно сильно сказался на склонности к иностранному языку. Среди отнесенных к «наивысшему уровню жизни» 50%, а среди отнесенных к высокому уровню жизни 43% признались, что этот предмет – один из самых любимых. Среди школьников, уровень жизни семьи которых был отнесен к низкому уровню, приверженцев иностранного языка было 23,5, отнесенных к уровню жизни ниже среднего – 30,3%, то есть в 1,5-2 раза меньше.
Любители алгебры и информатики в основном те, кто имеет ниже среднего или средний уровень жизни.
Однако решающую роль играет выбор направления высшего профессионального образования. Какие же направления высшего образования назвали наиболее желательными одиннадцатиклассники Москвы за полгода до сдачи возможных экзаменов в вузы?
Опрос свидетельствует о безусловном приоритете экономико-финансового направления обучения (20%), второе-третье место делят техническое и менеджериальное образование (12% и 11% соответственно). Все другие безнадежно отстают от этих трех лидеров первого (наиболее предпочтительного) выбора профиля высшего образования.
В то же время есть убедительное свидетельство того, что предпочтения в изучении тех или иных школьных дисциплин имеют специализированно-профильную «заточенность». Безразличное (апатичное) или, наоборот, заинтересованное отношение к тому или иному предмету имеет свое интеллектуальное объяснение, свои аргументы в пользу профессиональной ориентации образования старшеклассника, которое достаточно часто (но необязательно) вырастает из интеллектуальных склонностей.
Специализированно-профильная «заточенность» ярко проявляется в отношении алгебры, иностранного языка, истории, информатики.
Так, алгебру «любят» прежде всего те, кто ориентирован на технические специальности (61,8%), естественно-научное высшее образование (67%), информационные технологии (59%). Сравним с долей «влюбленных» в алгебру среди ориентированных на поступление в вуз по гуманитарным наукам (15%), искусству (24,8%), иностранным языкам (7,9%).
Эта же тенденция сохраняется и по языкам: из ориентированных на инязовский профиль – 87%, «любителей» языков, ориентированных на менеджмент, право, искусство, – 42%, 45%, 46% соответственно и всего 19%, 15% и 16,7% среди выбравших технику, медицину, педагогику соответственно. Кстати, у тех, кто выбрал педагогику как наиболее желательную, в особом почете лишь литература, все другие узловые дисциплины явно не в «фаворе», в особенности математические и иностранный язык.
Эта выявленная тенденция профессионализации находит яркое подтверждение и по истории, литературе, информатике и по другим предметам. Так, биология в среднем вызывает интерес лишь у 19%. Но среди ориентированных на медицину – у 65,4% (то есть в 3,5 раза больше).
Отсюда очень важный вывод: хотя в Москве (судя по данным опроса) 45% еще учатся в школах (классах), не имеющих специального профиля подготовки, но реально, де-факто специализация, профилизация уже произошла наяву. Ориентация на продолжение своего образования в высшем профессиональном учебном заведении так или иначе побуждает молодого человека определить более или менее узкий вектор своего развития, прислушиваясь к своим склонностям, востребованности специальности и так далее. Это ведет к специализации как внутренних познавательных интересов школьника, так и к сосредоточенности на изучении в одиннадцатом классе тех дисциплин, которые необходимы для поступления в вузы того или иного направления профессиональной подготовки.
Имеет ли выбор вуза какую-либо обусловленность?
В ходе опроса были зафиксированы гендерные предпочтения различных направлений профессионального высшего образования. Как и следовало ожидать, техника, информационные технологии, военное дело – это преимущественно мужское дело. Медицина, иностранные языки (как специальность, а не как навык), педагогика, искусство, гуманитарные науки – это, безусловно, женское дело. По этим направлениям соотношение девочек и мальчиков 5 – 3:1. Интересно, что экономика, менеджмент, юриспруденция тоже более «женские» специальности.
Важно посмотреть на связь уровня жизни семьи и профессиональных предпочтений одиннадцатиклассников. Конечно, следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции.
При этом следует учитывать:
во-первых, школьники за полгода до поступления в вуз выбрали наиболее желательное направление, не более того. Необходимо отличать желательное от реально избираемого направления, не говоря уже о конкретном вузе. В первом случае мы имеем дело с некой максимой, во втором – с реальным выбором, в котором учитываются как притязания молодого человека, так и его возможности, в том числе интеллектуальные, материальные, позволяющие ему пройти такую подготовку, которая позволит реально претендовать на поступление в этот вуз, на этот профиль.
Во-вторых, картина заведомо несколько смазана и потому, что зафиксирован лишь выбор наиболее предпочтительного направления безотносительно вуза, его престижности. Так, экономике можно учиться в МГУ, а можно и на одном из экономических факультетов технического вуза. Разница ощутимая, но она не учитывалась в данном выборе.
В результате речь идет лишь о некоторой тенденции, но сама по себе она очень характерна и выразительна.
Так, в технических вузах значительно выше средней по выборке хотели бы учиться представители семей, отнесенных к ниже среднему и среднему уровню жизни. Что касается представителей высшего и наивысшего уровней, то среди поклонников технического образования их доля ниже средней по выборке.
Стремятся к медицинской профессии прежде всего представители среднего уровня жизни (50% против 36,2% по выборке в целом), несколько больше здесь сконцентрировано и представителей высокого уровня. Но детей из бедных семей (1 + 2 уровни) здесь гораздо меньше, чем в технике.
Массив респондентов с желанием заняться экономикой и финансами явно смещен в сторону детей из семей со средним, высшим и наивысшим уровнями жизни.
Это в еще большей степени касается менеджмента и права, среди их поклонников – соответственно 62% и 60% опрошенных отнесены к семьям со средним, высшим и наивысшим уровнями жизни.
На этом фоне школьники, ориентированные на педагогику, представляют собой совершенно иной в имущественном отношении мир: среди них нет вообще выходцев из семей с высоким и наивысшим уровнями жизни.
Особо следует сказать об иностранном языке. Он нужен и менеджерам, и юристам, экономистам и т.д. Другое дело – выбор иностранного языка как специальности. Тут исключительно велика доля выходцев из семей с высоким и наивысшим уровнями жизни, но несколько выше средней по выборке и доля детей с низким и ниже среднего уровнями жизни. Эта тенденция обнаруживается по направлениям искусства, где главное все-таки талант, а не имущественные возможности.
И наконец, информационные технологии привлекают молодежь прежде всего из средних слоев общества (среднего и ниже среднего уровней жизни). Это несколько отличает их все-таки от приверженцев техники.
Проанализировав учебную деятельность московских одиннадцатиклассников, мы можем сказать, что наши школьники достаточно интенсивно вовлечены в различные формы образовательных занятий. Ведущим фактором, способствующим процессу интенсификации учебной деятельности, стала ориентированность большинства одиннадцатиклассников на поступление в вуз.
В то же время исследование выявило две основные глубинные, подчас латентно протекающие тенденции, которые характеризуют учебную деятельность московского школьника, тем более одиннадцатиклассника.
Первая тенденция связана с явным усилением социального контекста учебной деятельности, тем, что имущественная дифференциация начинает сильно влиять на степень вовлеченности школьника в серьезные формы образовательной деятельности, предлагаемые как в школе, так и вне школы, она сказывается на уровне их подготовки и прежде всего по направлениям подготовки, существенно влияющим на конкурентоспособность будущего специалиста (в том числе иностранным языкам, компьютерной подготовке). Иными словами, исследование дает основание для серьезной обеспокоенности в реализации принципа равенства возможностей, доступности в современной московской школе.
Вторая тенденция связана с ориентацией на специально-профильную подготовку, которая охватила не только процесс подготовки к вузу, но и повлияла на интересы школьников, их увлеченность по очень широкому спектру дисциплин.
Комментарии