search
main
0

Как привлечь миллионы? Плюсы и минусы автономии

В городе Чайковском довольно много автономных образовательных учреждений. Вернее сказать, их большинство. Пока остальные регионы раскачивались, руководство образования Пермского края предприняло ряд эффективных шагов, которые позволили многим директорам убедиться в преимуществах автономии. В результате руководители образовательных учреждений сами без всякого нажима стали переводить школы из бюджетных в автономные. Валентина ДЕРЮШЕВА, директор самой крупной в Чайковском школы №10, делится с читателями «Учительской газеты» своим опытом.

– Валентина Николаевна, ваша школа также самостоятельно приняла решение о переходе?- Да, это случилось еще в 2010 году. Нас никто не уговаривал, не заставлял – мы сами захотели. Этому поспособствовала действовавшая на тот момент региональная программа софинансирования автономных образовательных учреждений. Ее суть состояла в том, что автономное учреждение могло привлечь деньги спонсоров и увеличить их в четыре раза за счет софинансирования. Соотношение привлеченных спонсорских и региональных бюджетных средств выглядело очень заманчиво – 25 к 75 процентам. Например, те, кто сумел привлечь миллион, получали сразу 4 миллиона. Это был настолько широкий и щедрый жест краевого правительства, что мало кто из директоров мог устоять перед возможностью существенно поправить материально-техническое положение вверенного ему учреждения. Я, конечно, не устояла. Жалею об одном – в силу объективных причин мы упустили время, поэтому успели заскочить, выражаясь образно, в последний вагон уходящего поезда. Программа закончилась, вскоре после того как мы оформили автономию.У нас на момент регистрации документов было только полмиллиона привлеченных средств инвесторов, полтора миллиона нам дали по программе, и на два миллиона рублей мы сумели отремонтировать столовую и закупить оборудование. Это, конечно, немало, но могло бы быть больше.- Что же помешало войти в программу раньше?- В тот момент мы занимались реорганизацией – объединением двух образовательных учреждений, нашей 10-й и соседней школы. Готовили документы на новый образовательный центр. Делается это небыстро. Как только оформление состоялось, мы тут же подали документы на автономию и, как я уже говорила, едва успели войти в программу софинансирования. К сожалению, возобновлять ее не собираются, хотя она решила бы многие проблемы образовательных учреждений.- Но вы не пожалели, что перевелись из бюджетных? Какие-то преимущества у вас теперь есть?- Есть. И мы их оценили в связи с вступлением в силу Федерального закона №223, и особенно ФЗ №44. В отличие от бюджетных образовательных учреждений мы более свободны в выборе поставщика, в проведении электронных торгов, мы можем сами заключать соглашения, если речь идет о товарах или услугах стоимостью от 100 до 500 тысяч рублей. Главное же, конечно, мы сами можем выбирать поставщика, продлять с ним контракт или прерывать по истечении срока действия. – И наверное, с вашего счета муниципалитет не может снять сэкономленные средства, как нередко поступают со счетами бюджетных организаций?- Да, снимать так называемые неосвоенные средства было в порядке вещей. Муниципалитет имел право так делать, чтобы финансировать образовательные учреждения, у которых нет лицензии. Снимать деньги со счетов автономных учреждений нельзя. Теперь мы сами можем планировать экономию, контролировать расходы и определять, на что направить остаток. Например, в прошлом году нам удалось сэкономить 260 тысяч рублей. Мы направили их на оснащение кабинетов.- Вы их, насколько я понимаю, могли потратить и на премии, и на стимулирование творчески работающих учителей? Кстати, какова средняя зарплата педагогов вашей школы?- Последние данные – по состоянию на декабрь 2014 года – за одиннадцать месяцев прошлого года средняя зарплата составляла 28933 рубля. Для сравнения: средняя зарплата в соседней школе – 26 тысяч с небольшим. Вы видите разницу. Конечно, наша школа самая большая. После объединения число учащихся растет с каждым годом. В этом учебном году их 1503. Конечно, при подушевом финансировании рост контингента учащихся нам на руку. Мы, как самая крупная школа, находимся в лучшем положении, чем другие. Но, конечно, удерживать зарплату на уровне прошлогодней и тем более повысить ее на 6 процентов (такую задачу нам поставили на текущий год) не очень легко. В основном повышение зарплаты идет за счет увеличения нагрузки – и это неправильно. Поэтому многие учителя и не ощущают повышения. Они же больше работают и устают больше. Вот если бы была пересмотрена базовая ставка – повышена оплата за 18 часов, то это бы все заметили. Но сколько об этом ни пишем, ни говорим на совещаниях директоров, все напрасно. И профсоюз тоже ничего сделать не может.В прошлом году, из-за того что краевой бюджет, как и во многих регионах, был в июле секвестрован, мы еле уложились в запланированную сумму. Ситуация была вообще-то критической. Спасло то, что 1 сентября детей пришло больше – за счет поступления дополнительных средств (на каждого нового ученика) мы частично компенсировали потери (в июле из-за секвестрования они составили полтора миллиона). Кроме того, посреди года ушла учительница иностранного языка, и ее нагрузку (26 часов) перераспределили на других учителей. Таким образом удалось удержать среднюю зарплату на запланированном уровне, а в декабре даже осуществить стимулирующие выплаты. Я знаю, что далеко не все руководители смогли это сделать. Для нас просто счастливо сложились обстоятельства.- Хлопот прибавилось?- Да, но у меня замечательные заместители, прекрасная команда. У нас в результате объединения – два здания. В одном основная школа, с 1-го по 9-й класс, в другом учатся старшеклассники. Педагогов в школе больше ста (с учетом того, что девять преподавателей в декретном отпуске). Вначале учительский коллектив не был разделен. Преподаватели вели уроки как в среднем, так и в старшем звене, но потом мы поняли, что это не очень удобно. Теперь у нас два автономных коллектива. В старшей школе двадцать восемь учителей, свои звучи. Другие мои заместители работают в основном здании. Все прекрасно справляются со своими обязанностями, поэтому нельзя сказать, что я страшно перегружена. У меня другие задачи – я ищу деньги и разрабатываю стратегию развития школы.- Валентина Николаевна, какие проблемы волнуют вас на данном этапе больше всего?- Я все время должна думать о деньгах для школы. Искать, как заработать, на чем сэкономить… Предпочла бы думать о чем-то более высоком, но не удается. За первый квартал нам пришли пока не все деньги, а лишь 17 процентов из 25, появились непредвиденные расходы. Это очень настораживает. Мы же должны сохранять и повышать зарплату, рассчитанную по итогам прошлого года. Тогда был один норматив, а в середине года он может снова измениться из-за секвестрования бюджета, и снова встанет вопрос о том, где искать средства.Досье «УГ»Валентина ДЕРЮШЕВА – директор школы №10 города Чайковского, учитель биологии высшей квалификационной категории, почетный работник образования РФ, лауреат Премии Президента России, победитель конкурса ПНПО (2006 год), лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2011». Директорский стаж Валентины Дерюшевой – 9 лет, она дважды избиралась депутатом Земского собрания Чайковского муниципального района.КомментарийИрина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:- На сегодняшний день все более или менее определились с типом своего учреждения. Однако из-за того что произошло сворачивание прав автономных учреждений, оказалось, что у них нет тех серьезных преимуществ, которые планировались на старте программы. Предполагалось, к примеру, что автономные учреждения будут держать свои счета в банках, а не в Федеральном казначействе. Однако теперь все бюджетные средства, в том числе и субсидии на развитие, автономные учреждения попросили вернуть в казначейство. Они теперь имеют право оставить в банке лишь свои внебюджетные средства.Автономные учреждения самостоятельно утверждают план финансово-хозяйственной деятельности – это тоже рассматривалось как преимущество, до тех пор пока Министерство финансов РФ не предоставило учредителям право передавать полномочия по утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности и бюджетным учреждениям. Этой возможностью воспользовались в Ростовской области, ХМАО, ЯНАО и других регионах. К тому же автономные учреждения оказались здесь даже и несколько более ущемленными: в отличие от бюджетных они должны сначала представить свой план на рассмотрение наблюдательному совету школы для подготовки заключения… Обещанная свобода оказалась несколько более призрачной, чем ожидалось.Точными данными о количестве автономных школ в стране НИУ ВШЭ не располагает, но сделать примерное предположение можно на основе того, какие объемы субсидий идут в регионы от казначейства. В этом случае в лидерах оказываются Тюменская и Новгородская области, Республика Татарстан и ряд других субъектов, которые в свое время, как известно, массово переводили школы в новый статус.Чайковский, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте