На больших парламентских слушаниях в Государственной Думе обсудили меры по повышению качества образования. Их участники поднимали самые острые вопросы: преодоление кадрового голода, снижение бюрократической нагрузки на учителей, сохранение малокомплектных сельских школ.
Как отметила министр просвещения Ольга Васильева, только половина выпускников вузов с педагогической специальностью доходит непосредственно до школьного класса. Молодые учителя просто боятся идти в школу из-за избыточной отчетности, неопределенности с зарплатой и недостатка практики. По данным Минпросвещения, на сегодняшний день количество учителей старше 50 лет составляет 39%, а в возрасте до 29 лет – 5,5%. При этом в сельских школах 21,5% педагогов вынуждены совмещать несколько предметов, в городе – 12,8%. В целом по стране нехватка учителей составляет 10%. А если учесть, что нормальная нагрузка, при которой у учителя остается время на развитие своих профессиональных навыков, – это 1,2 ставки, численность учителей необходимо увеличить более чем на 20%.
По словам министра, первый шаг для привлечения молодежи уже сделан. Это инициатива Минпросвещения России внести изменения в Закон «Об образовании в РФ», в соответствии с которыми студенты 4‑го курса колледжей и 3‑го курса вузов смогут работать в школах и вести кружки. Также решению кадрового вопроса будет содействовать запуск с 2020 года программы «Земский учитель».
Забюрократизированность остается главной проблемой школы, признала министр. «Мы пришли к выводу, что в школе должно остаться и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», – отметила Ольга Васильева.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин в свою очередь предложил сократить количество проверок школ до одной в год, а также ввести запрет на запрос информации, которая должна размещаться на сайтах образовательных организаций.
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина призвала пересмотреть объем требований к школьникам: «Школа не может уложиться в норму обязательных часов и переносит часть программы в вариативные и развивающие занятия. Дети возвращаются домой в пять-шесть вечера после девяти уроков. Только за последний год снизилась доля подростков, которым нравится учиться в школе, до 65% выросла доля детей, которым не хватает времени на выполнение домашнего задания».
Глава Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов подчеркнул, что по уровню расходов на образование в процентах от ВВП Россия занимает 98‑е место в мире. С недофинансированием, по его словам, напрямую связаны и многочисленные проблемы школ, в том числе кадровые. «Сейчас, чтобы получать зарплату на уровне средней по региону, учителя вынуждены работать на две-три ставки. Мы договорились с министром просвещения о том, что будем поддерживать базовую ставку в школах на уровне 70% от средней заработной платы по региону, а в перспективе – 70% от средней по стране».
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил, что все прозвучавшие предложения будут проанализированы и положены в основу постановления Думы.
Комментарии