search
main
0

Изображаем радость

Урок истории в 11-м классе на тему «Манифест 17 октября 1905 года».

Ход урока1. Создание проблемной ситуации.Учитель: Что изображено на фото? Ученики высказывают свои мнения о фото 1 (см. презентацию).Учитель: Но предмет изображен крупно, видны даже его детали. Почему возникли затруднения в определении изображения? Каких условий вам не хватает для того, чтобы точно понять, что здесь изображено? Ученики высказывают свои предположения.Учитель: На самом деле это простая лейка. 2. Формулировка проблемы урока.Учитель: Какой вывод можно сделать на основе этой ситуации? Ученики: Можем ли мы на основе части изображения, даже так четко передающего детали предмета, делать выводы обо всем предмете (явлении) полностью?Ученики отвечают.3. Гипотезы.Учитель: Что необходимо, чтобы это сделать?Ученики высказывают мнения.4. Актуализация знаний.Учитель: В начале ХХ века фотография еще не была популярной, тем более не было компьютеров, Интернета, где я нашла эти фотографии. Какие виды передачи информации, изображений существовали?Ученики: Газеты, журналы, письма, картины…Учитель: Как вы думаете, что могли отражать (изображать) эти средства?  Ученики высказывают свои мнения: важные события – революции, войны.5. Открытие нового знания.Учитель: Одним из таких изображений стала следующая картина. Попробуйте посмотреть на нее так же, как и на фотографию. Представим, что это условно макросъемка исторического события.  Сможете ли вы точно определить, чему посвящена картина? Ученики: Наверное, нет.Учитель: В чем затруднения? Каких условий вам не хватает для того, чтобы это сделать?Ученики: Видим картину в первый раз, неизвестны автор, название, нужна другая дополнительная информация о картине.Учитель: Итак, это картина И.Е.Репина «Манифестация 17 октября 1905 года». Она была написана в 1907 году, доработана в 1911 году. Каким событиям посвящена эта картина? Ученики: Первой русской революции 1905-1907 годов, точнее, издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года.6. Актуализация знаний.Учитель: Что вы знаете об этой революции, ее причинах? Ученики отвечают.Учитель: Какую роль в революции сыграл манифест? Что вы знаете о нем?Ученики: Дата и причины издания, его основные положения, отношение общества и т. д.7. Поиск решения.Учитель: Давайте вернемся к отражению действительности начала ХХ века. В нашем случае к картине И.Е.Репина. Какое общее настроение передает картина?Ученики: Радость, ликование.Учитель: Какие основания для ликования были у участников манифестации? Как манифест усовершенствовал государственный порядок? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть положения манифеста (приложение 1).Работа с текстом: предоставление прав и свобод, создание Государственной Думы, разрешение создания политических объединений (появление многопартийности) и т. д.Учитель: Вернемся к картине. Кто изображен на ней (какие социальные слои, какого возраста и т. п.)?Ученики: Люди, принадлежавшие к разным социальным слоям, разных профессий, возрастов и т. д. Учитель: А представители каких политических партий могли быть среди этих людей? Почему? Ученики: Либеральных (октябристы, кадеты). Положения манифеста соответствовали программам либеральных партий (создание конституционного строя).Учитель: Кто не поддержал манифест? Почему?Ученики: Манифест не поддержали социалисты, которые выступали за продолжение революции. Для них манифест – это только уловка, уступка правительства.Учитель: У нас есть вывод, сделанный на основе анализа исторического документа. Сравним наши данные с тем, что мы видим, с нашими предположениями о событиях, сделанными на основе картины. Можем ли мы доверять изображению (картине Репина), оно отражает действительность (возможный социальный состав участников, их возраст, политические взгляды и т. д.)?Ученики: Изображению доверять можно, оно отражает действительность.Учитель: Но можно ли голословно говорить об этом? Ученики: Нет, нужны доказательства.Учитель: Что мы использовали для доказательства? Ученики: Текст манифеста (документа, исторического источника).Учитель: Итак, из современной аннотации к картине Репина: «На всех лицах написано: «Наконец-то! Дождались!» Люди разных социальных групп и разных возрастов радуются Октябрьскому манифесту, потому что впервые подданные ощутили себя гражданами».Но есть еще одно описание этой картины, данное в 1913 году русским философом В.В.Розановым (приложение 2).Ученики работают с текстом.Учитель: Как он характеризует происходящее и его отражение в картине?  Если еще раз обратиться к словам Розанова и присмотреться к картине более внимательно (вглядеться в лица), есть ли правда в этих словах? Это действительно радость и ликование?Ученики: Возможно, и нет. Это может быть даже страх, ужас. Если ликование, радость, то не из-за манифеста и полученных свобод, а по иным, личным причинам.Учитель: О каких возможных причинах ликования говорит Розанов?Ученики отвечают.Учитель: Вернемся к нашему вопросу в начале урока. Насколько реально отражены события у Репина, который, кстати, всегда говорил, что «преследовал суть дела, как дела» в изображении действительности? Ученики: Появляются сомнения.Учитель: Тот же самый вопрос: насколько реально отражены события у Репина? Только обратите внимание на дату написания картины – 1907 год, доработана в 1911 году. Сколько времени прошло со дня издания манифеста и даже окончания революции? Какое предположение о настроении в обществе, об отношении общества к положениям манифеста можно сделать?Ученики: Прошло несколько лет, появилась возможность оценить манифест и последствия его принятия. Отношение изменилось, так как положения манифеста в реальности оказались иллюзией.Учитель: Приведите доказательства, что издание манифеста – это еще не повод радоваться и говорить о достижении целей, что положения манифеста действительно не были реализованы. Для этого выполните задания в группах, работая с историческими источниками:1-я группа – свидетельства и оценки Николая II и С.Ю.Витте, а также современного историка (сделайте вывод о мотивах, которые толкнули царя на издание манифеста) (приложение 3).2-я группа – основные законы от 23.04.1906 (приведите доводы «за» и «против» положения «ГД ограничила самодержавие» и сделайте вывод) (приложение 4).3-я группа – положения о введении военно-полевых судов, указ о временных правилах об обществах и союзах (1906 год) (сделайте вывод о том, насколько действия правительства поддерживали положения манифеста) (приложение 5).1-я группа: Уже изначально издание манифеста – вынужденная мера («из-под палки»). 2-я группа: Основные законы Российской империи оставляли за императором полный контроль над правительством, право распускать Думу и ограничивать ее полномочия, как результат: – неравные выборы (несправедливые избирательные законы);- разгон 2-й Думы (левые революционные партии составляли почти половину Думы).3-я группа: Наступление периода реакции (1906 год – указ о введении военно-полевых судов для быстрого суда и смертной казни участников революционных восстаний и терактов).«Дана свобода собраний, но собрания оцепляются войсками, дана свобода слова, но цензура осталась неприкосновенной, дана конституция, но оставлено самодержавие. Все дано и не дано ничего». Л.Д.Троцкий.Учитель: Таким образом, Репин не изменил себе, изображая события 1905 года, он действительно изобразил реальность! Только что в данном случае для него действительно явилось этой реальностью – буквальное отражение событий или настроение, более глубокий анализ происходящего?Ученики: Скорее второе.Учитель: Особенно это видно в сравнении с более ранним эскизом картины, написанным в 1906 году (см. презентацию). Сравните эскиз с картиной, в чем разница?Ученики: Различия в том, кто изображен, в деталях, манере изображения.Учитель: В каком из этих изображений отражена реальность?Ученики: И в том и в другом (в эскизе внешне, поверхностно, в самой картине по смыслу). В каждом – правда для своего времени.Учитель: При изучении исторических событий очень часто возникают параллели с современными событиями, даже несмотря на то что они имеют разные причины, сравнивать которые сложно. Еще одно фото (декабрь 2011 года, площадь Сахарова). Цитата: «…изображает процессию освободительного движения русского общества многотысячные толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования…» Это слова Репина о своей картине, насколько они актуальны для современных событий? Ученики отвечают.8. Вывод – примерное решение учебной проблемы.Учитель: Сравните картину и фото. Какие мысли возникают?  Чем является это фото? Ученики: Макросъемкой.Учитель: Можем ли мы сейчас дать полную достоверную картину происходящего, правильно оценить его? Ученики: Нет.Учитель: Чего не хватает для этого? Что стоит за этим изображением? Ученики: Восприятие, изображение, описание, не всегда сама реальность.Собственное восприятие, чувства, опыт, убеждения и т. п. плюс дополнительные источники, которые дают наиболее полную картину.9. Применение нового знания.Учитель: Когда мы сможем получить полную картину (фото) происходящего?Ученики: Должно пройти время.Учитель: Какое название темы урока вы могли бы дать сейчас?Ответы учеников.Демонстрация последнего слайда презентации – картина Р. Магритт «Это не трубка». Прим. ред. Презентация к занятию, приложения 1-5 опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/806. ​Валерия БАЛТАЧЕВА, учитель истории средней школы №97 с полным днем пребывания детей города Ижевска Удмуртской Республики, участница Всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2013»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте