– По выходным, во время каникул я очень скучаю по своим ученикам, – рассказывает молодая учительница Александра Сергеевна Ялышева и добавляет: – Точно так же я скучала бы по своим собственным детям.
Любовь к профессии и к детям для Александры одно и то же. Так может говорить только учитель от Бога. Видно, что она стала учителем по потребности души, а не потому что просто пошла по стопам матери – ее мама, Лариса Владимировна, тоже педагог. Этот учебный год в педагогической биографии Александры третий, если считать первым ее первый учительский опыт, когда она, будучи студенткой пятого курса Московского государственного педагогического университета, провела несколько уроков в своей родной школе. Это гимназия №18 города Королева, она считается одной из лучших в Подмосковье. Здесь по традиции сложилась творческая атмосфера и подобрались учителя, для которых главное в работе – служение детям. Самым ярким примером в этом отношении стала для нее учительница литературы Ольга Александровна Боброва. – Это она привила мне любовь к чтению, – вспоминает Александра. – Благодаря ей я приобрела привычку размышлять о прочитанном, анализировать характеры, поступки героев. И тогда же я увлеклась описаниями природы. Два предмета – литература и география – стали для меня особенными. Ольга Александровна, как большинство учителей литературы, не только отличалась интеллигентностью, но и выделялась своей любовью к детям и к своему предмету. Несомненно, примером для Александры была и ее мама Лариса Владимировна Ялышева, учительница географии, которая вела классное руководство. Это своего рода испытание, когда учительские дети учатся у своих родителей. А теперь и работать пришла в школу под маминым руководством.- Я очень боюсь каким-то образом подвести свою маму. И в то время, когда была ученицей, и теперь, когда она директор школы, а я учительница. Почти постоянно думаю: а как на это отреагирует мама? Когда я была ученицей и мама вызывала меня отвечать, она задавала мне каверзные вопросы, прежде чем поставить отличную оценку. Тем самым показывала, что никаких поблажек у нее в отношении дочери быть не может. Меня тогда одноклассники даже жалели. Завуч гимназии №18 Ирина Владимировна Васильева хорошо помнит Александру, когда та была еще ученицей. Она рассказывает: – Когда я пришла сюда работать, мне сразу понравилась эта девочка – умная, ответственная, всегда со своей позицией, со своим мнением. Некоторое время я не знала, что Александра дочка классного руководителя. А узнав, естественно, не изменила к ней своего отношения. Я по-прежнему сдерживала себя и старалась относиться к ней как к остальным, хотя Александра сильно выделялась своим старанием и знаниями и заслуживала особого внимания и уважения. Тогда я еще и не предполагала, что матери и ее ребенку в одной школе приходится нелегко – надо строить отношения иные, чем дома. Я это поняла только тогда, когда мой сын поступил в нашу гимназию. Помню, однажды я предложила ребятам такое задание по всеобщей истории, – продолжает Ирина Владимировна. – Я попросила написать письмо с фронта Второй мировой войны от лица солдата любой воюющей страны. Александра выступила от имени английского солдата. Ее сочинение поразило меня своей искренностью, глубиной размышлений и умением передать чувства человека, побывавшего в ситуации, в которой она не могла быть. Александра утверждала, что любовь к родине свойственна каждому человеку, независимо от того, где он родился и где живет. У каждого своя родина, но есть понимание, что мир един и его нужно беречь всем сообща, что главная ценность на Земле – человеческая жизнь. Умная девочка старшеклассницей участвовала в международном конкурсе «Созвездие» и стала призером.Много хорошего я слышала об Александре от ее учителей, а теперь ее коллег. Вот она сидит передо мной – красивая, обаятельная девушка, притягательная своей молодостью и интеллигентностью. В ее возрасте все девушки мечтают стать артистками или телеведущими – чтобы быть на виду у всех. В этом нет ничего плохого, если с внешностью сочетаются ум, талант, оригинальность. Я не удержалась и спросила: – У вас никогда не было желания стать актрисой? – Нет, – отвечает молодая учительница, – хотя сходство в этих профессиях есть: и учитель, и актер стараются приковать к себе внимание будь то учеников или зрителей, и тому и другому необходимы артистизм и умение увлечь тем, что говорит. Но для меня учитель выше. Этот вывод она сделала сама уже в школьные годы. Мне при этом вспомнилось высказывание Яна Амоса Коменского, который говорил, что самая прекрасная должность – это учитель, выше которой под солнцем ничего нет. Ко времени поступления в вуз Александра, по ее словам, уже ясно представляла себя как личность и понимала, что для нее важнее всего как для человека и учителя. Быть личностью и вести за собой своих учеников. Это главное.Почему она выбрала географию? «Это для меня самый увлекательный и важный предмет». В первый год работы Александра Ялышева участвовала в фестивале методико-педагогических идей. Такие конкурсы обычно привлекают наиболее опытных учителей. А что может предложить вчерашняя студентка? Начинающие, будь то писатель, художник или учитель, обычно подражают уже состоявшимся мастерам, прежде чем обретут собственный стиль. Александра предложила соединить географию с художественной литературой и стала призером в своей номинации. Эта идея появилась у нее еще на 4-5-м курсе, когда она начала писать дипломную работу. В чем суть этой методики? На своих уроках Александра постоянно использует отрывки из книг, в которых есть яркие описания природы любой части земного шара. Зачитывает отрывок в качестве примера, который позволяет лучше и глубже усвоить новый материал, или просит угадать, о каком материке, стране, области планеты идет речь. Нередко ей с сожалением приходится говорить, что такое разнообразие животного и растительного мира, описанного, скажем, Жюлем Верном или Фенимором Купером, осталось в прошлом, в реальном мире уже такого не встретишь. В этом году у Александры полная нагрузка. Она ведет географию в 8-х и 9-х классах и одновременно преподает английский язык в МГТУ. Конечно, узнав об этом, как рассказывала представитель Департамента образования Королева Ольга Черкашина, там всполошились: а не переманят ли в МГТУ их молодого талантливого педагога, на которого они возлагают много надежд? «Нет, – твердо заверила их девушка. – Школа – это моя жизнь!» А еще вдруг узнали, что Александра поступила в аспирантуру… И снова последовал такой же ответ: «Нет, останусь в школе, я и кафедру выбрала соответствующую, связанную с преподаванием географии». …Конечно, нельзя сказать, что прирожденному, талантливому педагогу, как Александра, все дается легко. Бывают трудные ситуации хотя бы потому, что она педагог с совсем маленьким опытом. Но что самое примечательное – с любыми трудностями она справляется самостоятельно, несмотря на то что есть к кому обратиться за помощью: вокруг много одаренных и опытных коллег, а еще и мама – директор школы. Одна из таких проблем – уметь расположить к себе каждого ребенка. Внушить, что он ей интересен и она его любит. Особенно сложно с подростками переходного возраста (7-8-й класс), которые мало интересуются учебой. И с ними Александра в конце концов находит взаимопонимание. Даже с самыми ершистыми, закрытыми. Главное – разбудить у них интерес к учебе, к предмету. Если дети заинтересованы предметом, то и преподавать интересно. И родителей решила привлечь, чтобы помогали детям в учебе. Чтобы установить более тесный контакт с ними, молодая учительница предложила родителям в течение месяца посещать ее уроки. Им понравилось, как она ведет занятия, как общается с детьми. Правда, некоторые из них просили быть с детьми построже. Но Александра против такого метода. Мне рассказывали, что Александру Сергеевну – так ее называют ученики – ребята признали с первых же уроков. Доброжелательная и внимательная, собранная и увлеченная предметом, она общается с ними на равных, завоевывает их внимание. Такого рода взаимоотношения сближают детей и учителя, позволяют им лучше понимать друг друга. Таких педагогов дети угадывают сразу и безошибочно. Королев, Московская область, фото автора
Комментарии