Три года назад на одном из заседаний школьного научного общества «Разумный мир» мы решили объединить проектно-исследовательскую деятельность по химии, истории, биологии, экологии, физике и географии для разработки единого социально значимого проекта по созданию эколого-краеведческого просветительского маршрута по микрорайону Коровино-Фуниково. Теперь уже четвертый год мы «пишем историю» нашего микрорайона.
Проект дал возможность учащимся в составе разновозрастных групп ознакомиться с историей, культурными традициями своего микрорайона, применять знания школьных предметов на практике при проведении мониторинговых исследований, выявлять и решать проблемные ситуации. В ходе реализации проекта им приходилось отвечать на вопросы: куда делась речка; почему поменялся растительный биоценоз; как влияет сегодняшнее состояние микрорайона на здоровье жителей; что можно изменить и как научиться безопасно выживать в микрорайоне? К проекту на различных этапах его развития подключались предметные области: МХК, технология, литература, математика.Опыт показал, что работа по созданию общешкольного эколого-краеведческого маршрута позволила развивать такие важные социальные компетенции обучающихся, как самостоятельность и критичность мышления; умение видеть возникающие проблемы и находить пути их решения, четко осознавать, где могут быть применены приобретенные ими знания, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Ребята научились грамотно работать с информацией: собирать факты, анализировать и обобщать их, выдвигать гипотезы, сопоставлять найденное решение с аналогичными или альтернативными вариантами, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых задач.Стало очевидно, что создание маршрута нужно всем – и тем, кто его проводит, и тем, кто на него приходит. Узнав историю развития микрорайона, его современное состояние, ребята учатся по-новому воспринимать двор, улицу, парк, в котором гуляют. В процессе подготовки и проведения маршрута происходит воспитание таких человеческих качеств, как патриотизм, внимание к людям, уважение к труду москвичей. По мнению самих ребят, уже не хочется что-то сломать, разрушить, наоборот, появляется желание что-то улучшить, пропадает равнодушие: начинаешь относиться ко всему окружающему как к своему собственному, чувствуешь определенную долю ответственности.За время существования «Маршрута» сложился алгоритм его организации и проведения. Мы убеждены, что любому заинтересованному коллективу учителей и учеников наши рекомендации помогут избежать тех ошибок и проволочек, которые сопутствовали на этом пути нам.1-й этап – кристаллизация идеи и формирование инициативного ядра участников проекта; формирование команды путем агитации и привлечения заинтересованных учащихся и учителей. На этом этапе происходит структурирование идеи, выдвижение гипотез по возможным направлениям изучения экологического состояния и истории района, определение разноплановых точек микрорайона, по которым будет проходить маршрут.2-й этап – проведение исторической реконструкции и моделирование территории микрорайона. В это время собирают материал по социальной и природно-ландшафтной характеристикам, проводят мониторинг транспортного потока, шумового загрязнения, состояния древесно-кустарникового сообщества, химическую оценку состояния почв и воздуха, выполняют математическую обработку полученных результатов, на основании полученных данных выявляют исторические и экологические изменения, произошедшие в ходе освоения территории человеком; определяют тенденции развития микрорайона. При сборе информации соблюдают основные требования к маршруту: привлекательность, доступность, информативность и познавательность.3-й этап – непосредственная разработка интерактивного экскурсионного маршрута с учетом разных возрастных и социальных групп; создание экскурсионной группы из состава учащихся школы; апробация маршрута, внесение изменений и дополнений, разработка индивидуальных маршрутных листов. Здесь формируют «нитку» маршрута, отбирают и обобщают необходимую информацию по результатам исследовательской деятельности учащихся, составляют тексты экскурсий на точках маршрута. На разных точках могут сообщать сведения по всем предметным направлениям, по которым проходил мониторинг.В рамках этого этапа составляют сценарий проведения экскурсии. Важнейшая особенность формирования маршрутной сети – возможность гибко комбинировать использование отдельных участков маршрута в соответствии с потребностями конкретных целевых групп (здесь учитывают возраст и состав группы, круг интересов и социальные особенности экскурсантов) и объективными факторами (конкретные погодные условия, наличие транспорта).Для учащихся начальной школы экскурсию нужно проводить в максимально игровой форме, для учащихся средней школы и жителей микрорайона – в научно-познавательной форме с условиями для выполнения системы заданий, с практическими рекомендациями по обучению приемам безопасного и комфортного проживания в окружающей среде, сохранению и восстановлению утраченного природного богатства. В экскурсию могут быть включены выполнение экскурсантами простейших исследований по географии, физике, химии, биологии, работа с историческими документами, участие в старых народных играх и обычаях, имевших хождение на территории микрорайона в прошлом, стихи, загадки. Все экскурсии направлены на развитие не только знаний об окружающем мире, но и любви к своей малой родине. Это чувство возникает, когда ты больше узнаешь о своем крае, учишься видеть то, что тебя окружает, понимаешь неповторимость, ранимость и красоту мира, в котором живешь. На маршруте проводят учебную и пропагандистскую работу по охране природы, созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.4-й этап – проведение общешкольного эколого-краеведческого маршрута. По согласованию с классными руководителями классов составляют график проведения «Маршрута», издают приказ по школе, причем отдельно на каждый класс и группу экскурсоводов для каждой экскурсии отдельно. В каждом классе вывешивают рекламный плакат с информацией о маршруте и его участниках.Опыт показывает, что для успешного проведения маршрута несколько несложных условий имеют особое значение. Первое – нужна хорошая погода без дождя. Второе – для обеспечения безопасности на маршруте необходимо взять с собой красные флажки, которые помогут при переходе дороги. Третье – при движении от точки до точки можно придумать для экскурсантов какие-либо задания, например, заполнить контурную карту маршрута элементарными сведениями: названия улиц, деревьев.В заключение маршрута можно предложить участникам собрать пазл с изображением микрорайона, например, в XVI веке, а потом определить, что с того времени изменилось; разложить исторические и современные фотографии на карте маршрута; наградить команды, создавшие лучшие контурные карты. А еще важно провести опрос в классах, которые побывали на маршруте, задав два-три вопроса: «Что запомнилось из экскурсии? О чем из увиденного вы рассказали маме и папе, бабушке и дедушке? Кто из экскурсоводов понравился больше всего, почему?» Такая обратная связь помогает совершенствовать работу экскурсоводов маршрута.5-й этап – закрепление успеха, когда проведение экскурсий становится традиционным, а проект развивается дальше. На маршруте проводят обучение учащихся и жителей микрорайона практическим навыкам рационального взаимодействия с социоприродной средой, безопасному проживанию в ней, сохранению природы и восстановлению утраченного, организуют совместные реальные практические действия по улучшению состояния окружающей среды с привлечением властей, ученых, широких масс населения, проводят волонтерские акции – выращивание из желудей и посадка дубков, уборка территории от мусора, посадка деревьев и кустарников, изготовление и развешивание кормушек, кормление птиц. Для управы и муниципалитета оформляют и направляют им данные о стаях бездомных собак в микрорайоне и характере их поведения; состоянии растительности, рекомендации по посадке устойчивых растений. Из участников проекта формируют агитбригаду, задача которой – привлечение внимания к решению местных проблем. В дальнейшем создают группу учащихся, которые будут рассказывать о результатах проектно-исследовательской деятельности по изучению микрорайона в местных СМИ, с которыми заключают договор о сотрудничестве.Уже несколько лет наш проект не только успешно работает, но и развивается, появляются новые исследовательские ответвления, например, одна группа учащихся заинтересовалась династией Шаховских, с которой связана история нашего микрорайона, и сейчас разрабатывает это направление. На базе школьного проекта возник проект муниципального учреждения «Радуга» по развитию и укреплению социокультурных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических традиций «Дмитровские истоки», который стал лауреатом городского конкурса на лучшую организацию досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства. Тем самым подтверждается не только своевременность и актуальность тематики реализуемого общешкольного проекта, но и его мощный вклад в социализацию обучающихся, формирование у них заинтересованного отношения к окружающему социальному и природному пространству, заботы о будущем малой родины.Наталия ПОСТНИКОВА, методист, Татьяна РЕБРОВА, учитель, школа №668
Комментарии