Учебный курс “История религиозной культуры” разработан для 1-11-х классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий при организации обучения на начальной ступени по программе 1 : 3 либо для 2-11-х классов – при организации обучения младших школьников по программе 1: 4.
Образование… Что может быть важнее для общества, ориентированного на жизнь и процветание?! Нет более действенного и надежного средства передачи культурно-исторического опыта, необходимого для успешного развития государства и народа. И мы не устаем повторять, что будущее наше и наших детей зависит в значительной степени от содержания нынешнего школьного образования, т.е. от того, чему учат наших детей в школе.
Российские законы провозглашают образование основой духовного (прежде всего!), социального, экономического, культурного развития общества и государства.
В течение последних 10-12 лет ученые, общественность и Русская православная церковь неустанно требуют обращения современной педагогической практики к отечественным духовным традициям, внедрения религиоведческого и духовно-нравственного содержания в школьное образование. В некоторых регионах Российской Федерации сделаны попытки изучения основ православной культуры, религиоведения, основ нравственности и т.д.
Автор начиная с 1996 года работает над созданием учебного школьного курса “История религиозной культуры” для государственных (светских) школ.
Программа проходила экспертизу в Институте развития личности Российской академии образования, имеет ряд положительных рецензий и отзывов. Под руководством Московского комитета образования и Московского института повышения квалификации работников образования программа проходила апробацию в московских государственных школах.
По программе “История религиозной культуры” издан учебник для 6 класса (и для любых более старших классов на первом году внедрения курса) “История религиозной культуры. Основы православной культуры”. По этому же разделу подготовлено пособие для учителя с одноименным названием. Завершена работа над учебником и учебно-методическим пособием для 1(2) класса.
Историко-культурологическая концепция курса “История религиозной культуры” делает его интересным, связанным не только с историей, но и современной культурой, способствует повышению качества базового гуманитарного образования, но главное – позволяет использовать его в государственных светских школах.
Коренные политические и социально-экономические изменения, происходящие в России с конца 80-х годов ХХ века, все обостряющиеся в мире политические, духовные и экологические кризисы требуют всестороннего анализа и глубочайшего переосмысления событий как далекого прошлого, так и опыта последних десятилетий.
Среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всей российской интеллигенции (и прежде всего учительства) является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищенными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России, где совсем недавно еще важнейшим формирующим фактором признавался авторитет государства, общества, морального и юридического закона.
Устоявшийся общественный институт – государственная система образования несет ответственность за будущее народа и всего человечества, т.к. имеет возможности и обязана открыть оптимистическую перспективу сохранения человеческого общества и выживания человека через возрождение и укрепление традиционных форм общественного бытия: государство, церковь, творческий коллектив, семья.
Система образования формирует (должна формировать!) человеческие качества, а не только “вооружать знаниями”, призвана закладывать ресурсы, которые будут реализовываться в последующей жизни отдельного человека и целого общества. От качества образования зависит, как люди будут осознавать смысл своего существования и представлять свое место в человеческом и предметном мире, на какие ценности будут ориентироваться и какие плоды принесет их деятельность. Все более убеждаемся мы, что ни установление справедливых норм сосуществования народов и отдельных членов общества, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни реализация “спасительных” экологических программ оказываются невозможными при отсутствии соответствующих нравственно-мировоззренческих качеств. Именно от государственной системы образования зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Утрата единой общегосударственной идеологии, а вместе с ней и крушение прежней, прочной и за многие годы уже тщательно проработанной по принципу единства формы и содержания системы мировоззренческих, морально-этических и художественно-эстетических ценностей и идеалов, подорвали психолого-адаптационные и воспитательные ресурсы отечественной системы образования и нарушили единство образовательного пространства России. В результате невежественного и спекулятивного политического использования таких понятий, как “плюрализм”, “свобода личности”, “самоценность человека” и т.п., мы пожинаем плоды вседозволенности и преступной безответственности, внедрения в педагогическую практику зарубежных программ и методик без учета ментальности русского и других народов нашей страны, а иногда и явно нацеленные на усугубление демографического кризиса и растление российских школьников.
Не беремся здесь давать оценку качеству утраченной идеологической системы советского государства, вопрос этот достаточно сложный, и категоричное мнение по нему автор не решается высказывать. Однако в любом случае пережитая нами резкая смена идеологии на никакую оказала разрушительное влияние на качество и образования, и воспитания, и психологического состояния подрастающего поколения.
К счастью, образовательный опыт последних лет оказался довольно разнообразным и полезным не только в смысле осознания ошибок. Современная педагогическая отечественная практика характеризуется наличием в ней богатого позитивного опыта обновления содержания образования на основе лучших отечественных культурно-образовательных традиций.
Так, одним из ярких явлений современного школьного образования является разработка в ряде регионов страны учебных курсов духовно-нравственного и религиоведческого содержания.
Программа учебного курса “История религиозной культуры” была разработана в 1996-1997 учебном году, прошла необходимые экспертизы и частично использовалась разными учителями в разных школах.
В течение 1999-2000 и 2000-2001 учебных годов на базе одной из московских государственных “массовых” школ под руководством Московского комитета образования и Московского института повышения квалификации работников образования проводилась официальная апробация всех разделов курса на всех ступенях образования, в разных классах, в том числе в гимназических и в коррекционном. В апробации участвовали автор программы, учителя начальных классов, словесности и истории, студентка богословского института. Апробация курса прошла с прекрасными результатами.
По просьбе учащихся 11-х классов (17 человек) были организованы выпускные экзамены, на которых дети не только продемонстрировали большой интерес к предмету, но и показали блестящие результаты.
В конце 2000-2001 учебного года проводилась аттестация учреждения, результаты аттестационного обследования превзошли все ожидания: средний параметр по начальной школе – 100%, в основной – 97%, в старших классах – 99%. Анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов показало огромное уважение учащихся к школе, к одноклассникам, учителям; желание учиться и продолжать образование после окончания школы; высокую оценку учениками знаний, получаемых в школе.
Часто родители, переводя своих детей в эту школу, на вопрос, почему они это делают, отвечают, что их привлекает то, что педагогический коллектив уделяет должное внимание вопросам религии (обычно называют православие) и качеству образования по русскому языку через изучение церковнославянского языка (раздел включен в программу “История религиозной культуры”).
В настоящее время в условиях общеобразовательной школы обычного типа разрабатываются и апробируются учебно-методические пособия и методика преподавания курса.
Алла БОРОДИНА
Москва
Комментарии