Ученые факультета экономических наук и Института образования НИУ ВШЭ проанализировали данные 485 государственных вузов России с 2015 по 2023 год, чтобы выяснить результативность проводимых в стране реформ системы образования.

Исследование провели доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Панова и сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Виктория Слепых. Результаты этой работы показали, что количество научных статей, опубликованных исследовательскими университетами в международных журналах за 8 лет, выросло в 3 раза, также углубилась специализация вузов. Например, отраслевые университеты – медицинские, педагогические, технические и другие – в 2 раза чаще принимают студентов на целевые места. Данное исследование опубликовано в журнале Vocation, Technology & Education.
Исследование проводилось на основе Мониторинга эффективности образовательных организаций Минобрнауки РФ, сведений о качестве приема абитуриентов по данным ЕГЭ и информации о трудоустройстве и зарплате выпускников. Ученые изучили динамику эффективности высшего образования и сравнили вузы между собой.
Согласно исследованию, за период с 2015 по 2023 год больших успехов добились исследовательские университеты. Эта группа состоит из 35 вузов: непосредственно имеющие статус Научного исследовательского университета – ВШЭ, МФТИ, МИФИ и другие, и университеты с особым статусом – МГУ, СПбГУ. В международных базах данных их публикационная активность с 2015 года выросла почти в 3 раза – до 95 статей в базах Scopus на 100 преподавателей. «Исследовательские университеты привлекают самых сильных абитуриентов: их баллы ЕГЭ в среднем на 5–6 единиц выше, чем у абитуриентов вузов других групп», – сообщают авторы этой работы. Также вузы из этой группы чаще, чем остальные, привлекают дополнительные инвестиции. Объем их внебюджетных средств вырос более чем в 2 раза.
«Одной из ключевых причин этого является эффект Матфея — механизм, при котором успехи университетов накапливаются и усиливают их лидерство», – пояснила доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Панова. По ее словам, исследовательские университеты имеют ряд преимуществ, которые привлекают лучших абитуриентов. В свою очередь выпускники этих вузов добиваются карьерных успехов и повышают их репутацию, что привлекает новых талантливых абитуриентов. Анна Павлова отметила, что «успех исследовательских университетов в разных направлениях – это в том числе самоподдерживающийся процесс».

Самая многочисленная группа вузов – это отраслевые университеты, – в которую входит 354 учебных заведения. К ним относятся медицинские, педагогические, технические вузы: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Московский педагогический государственный университет, Московский авиационный институт и другие. Согласно исследованию, отраслевые вузы публикуют 14 статей в международных журналах на 100 преподавателей, что почти в 7 раз меньше НИУ. Они фокусируются на публикациях в российских журналах (287 публикаций на 100 преподавателей). При этом эти университеты занимают второе место по качеству приема с 70 средними баллами ЕГЭ у абитуриентов.
Авторы подчеркивают, что именно отраслевые университеты лучше справляются с подготовкой кадров для индустрии: около 10% студентов поступают на целевые места. Этот показатель в других вузах ниже почти в 2 раза. А в некоторых отраслях, например в медицине, по целевому набору поступает до 28% студентов. «Выпускникам отраслевых вузов проще найти работу, но самые высокие зарплаты – у выпускников исследовательских университетов», – говорят ученые.
Третья группа вузов – федеральные и опорные университеты – Уральский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Воронежский государственный технический университет и другие. За 8 лет публикационная активность этих университетов в международных журналах выросла почти в 3 раза – до 50 статей на 100 преподавателей. «По качеству набора федеральные и опорные вузы лишь немного уступают отраслевым. Порядка 5% абитуриентов поступают на целевые места, и у вузов этой категории в среднем больше всего договоров с организациями по подготовке специалистов», – отметили исследователи.
По мнению авторов научной работы, за последние годы эффективность образовательной системы существенно выросла, то есть реформы приносят свои плоды. Вузы активно конкурируют с организациями дополнительного и профессионального образования, развивают собственные программы в этих сферах. Так, вузы открывают онлайн-курсы, разрабатывают гибкие образовательные программы. А программы непрерывного обучения помогает выпускникам регулярно повышать свою квалификацию и адаптироваться к изменениям на рынке труда.
«Можно предположить, что эффект Матфея также проявляется в этом процессе: университеты, открывающие СПО, получают конкурентные преимущества, привлекая абитуриентов, которые в ином случае могли бы выбрать другие формы образования. Это усиливает позиции вузов в системе подготовки кадров и расширяет их влияние на образовательный рынок», – считают исследователи.
Комментарии