search
main
0

Испытание Руси Урок на тему “Монголо-татарское нашествие”

Цели урока: углубить и обобщить знания учащихся по вопросу с опорой на историографию; развивать у учащихся критическое, логическое и ассоциативное мышление в целях формирования познавательного интереса к изучению истории и овладения учащимися более прочными знаниями; формирование чувства неприятия всякого порабощения и угнетения; воспитание патриотических чувств у учеников на примерах героизма и мужества русского народа в период монголо-татарского нашествия.

Оборудование урока: карта “Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХIII веке”; рисунки-ассоциации; карточки с текстом “Рождение монгольской империи”; криптограммы.

Проблема урока: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени социального и культурного развития?

План изучения нового материала:
I. Монголо-татары (характеристика общественного строя, занятий, быта, военной силы).
II. Нашествие монголо-татар на Русь и его последствия.
III. Установление монголо-татарского владычества.

На доске два высказывания:
“О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!..”
“Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел…”
Учитель зачитывает оба высказывания.
Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Об этом пойдет речь из урока, тема которого “Монголо-татарское нашествие”.
Наша цель: углубить свои знания по вопросу “Монголо-татары и Русь” на основе историографии и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
I. Начнем наш урок с вопроса:
Что мы знаем о монголо-татарах?
Задание 1. За 2 мин. составить перечень фактов, событий, опорных терминов, фраз по данному вопросу (письменно).
Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод “мозговой атаки”.
Задание 2. А сейчас вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева “О рождении монгольской империи” (из книги “От Руси к России”). Прочитав текст, проведите его маркировку.
Задание 2 выполняется учащимися в группе (3-4 человека).

Приложение
I. Маркировка текста “Рождение монгольской империи” из книги Л.Н.Гумилева “От Руси к России”.
Предлагаемый текст прочитывается, и на полях, специально оставленных для маркировки, ставятся условные знаки:
“v” (“галочка”) факт известен и при “мозговой атаке” был назван правильно;
“-” факт известен, но при его упоминании была сделана фактическая ошибка;
“+” данная информация является новой и пополнила базу данных по данному вопросу;
“!” данный факт вызвал особенный интерес;
“?” данные сведения непонятны, требуют объяснения.
Подобная маркировка поможет учащимся ориентироваться в тексте, четко и быстро ответить на вопросы учителя. Для многократного использования текста можно сделать поля накладными или использовать полиэтиленовую пленку.

Рождение монгольской империи
(Из книги Л.Н.Гумилева “От Руси к России”)
Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем – “татары”. Однако на самом деле этноним “татары” был названием одного из племен.
Сами татары делились на три ветви: “белые”, “черные” и “дикие”. “Белые” жили вдоль границы Великой степи и подчинялись маньчжурской империи; они охраняли страну за плату. “Черные” жили к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, презирая “белых” за их продажность. Они пасли скот, который кормил их и одевал. “Дикие” жили еще северней. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Кроме татар, в Великой степи кочевали кераиты, управляемые ханами. Одним из небольших народов были монголы. Среди кочевников Монголии в центральной части степи было 8 родов найманов.
Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры.
В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея – Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом “Чингиз” (что скорее всего обозначает “человек, имеющий всю полноту власти”). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды.
Чингисхан сформулировал новый свод законов – Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства.
Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие – иначе смерть. Смерть была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, сокрытие беглого раба. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Проверка задания:
В ходе проверки ученики критически оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.
1. В чем вы были правы? Или какие факты вами были названы правильно?
2. Какие вы сделали ошибки?
3. Какие сведения были для вас новыми?
4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше?
5. Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст?
6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса?
Вывод: Монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.
Составление тезисного плана-конспекта по данному вопросу.
Вывод ученики делают самостоятельно. План-конспект составляется также самостоятельно. Записи вносятся в тетрадь.

II. Нашествие монголо-татар
При изложении материала учитель обязательно использует карту, а для усиления восприятия – имеющийся комплекс наглядных пособий с учетом принципа рациональности: диафильм, диапозитивы, картины и т.д. При рассказе учитель использует материал из различных источников и знакомит ребят с различными взглядами на данный вопрос в русской и советской историографии.
1. Походы монголо-татар до нашествия на Русь (краткая справка): а) завоевание Китая; б) поход в Среднюю Азию; в) битва на Калке.
2. Первый поход хана Батыя на Русь: а) оборона Рязани; б) Оборона Владимира; в) на Новгород; г) изменение маршрута; д) чудо Смоленского спасения; е) “злой город”.
3. Второй поход Батыя на Русь: а) взятие Чернигова и Киева; б) разорение Галицко-Волынского княжества.

Изучение нового материала
Задание 1
Изучая вопрос по ходу изложения материала учителем, составить схему маршрута войска Батыя по Руси с использованием условных обозначений (места сражений, осада города, поджог города).
Задание. Решить проблемный вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их?
Постановка проблемного вопроса активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Данные вопросы лежат в основе рассказа ученика и являются основой для взаимоопроса.
Вопросы для проверки выполнения заданий:
1. Каков маршрут Батыева войска по Руси?
2. Как была решена судьба земель и городов в период первого и второго походов Батыева войска на Русь?
3. Чем объяснить, что одни города были подвергнуты Батыем полному разорению и сожжению, а другие этой участи избежали?
Решение проблемы урока: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Решение проблемы урока логически вытекает из рассказа учителя и ответов учащихся.
Таким образом завершается работа над эпиграфами урока.
Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где… (обращается внимание учащихся на одно из высказываний, помещенных на доске).
Задание: Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно “Бурелом”, “Цунами”, “Пожарище”. Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарского нашествия. Анализируя выбранную ассоциацию, подберите к ней известные вам исторические факты, которые бы лучшим образом раскрыли сущность ассоциации как последствия монголо-татарского разгрома. Заполните “двойной дневник” по схеме: 1) Ассоциация и ассоциативные связи. 2) Факты, раскрывающие сущность ассоциации. Например, заполнение 1-й графы: ассоциация “Бурелом”, ассоциативные связи: поваленные деревья; устоявшие деревья; сломанные большие и малые деревья; молодые деревца, кусты и т.д.
Пример заполнения 2-й графы: разорены города Рязань, Владимир, Торжок; сохранившиеся в целостности города Новгород, Смоленск; погибло много людей (стариков, женщин, детей); возрождающиеся города и села.
Вывод:
Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.
Учитель: Монголо-татарское нашествие завершилось установлением владычества, сущность которого можно определить следующими понятиями и суждениями:
Запись в тетрадях. Данная запись на этом уроке не рассматривается. Она служит основой для работы на следующем уроке.
Содержание монголо-татарского владычества: номинальная (только называющаяся) независимость русских княжеств; княжение по ярлыку; контроль баскаков за деятельностью князей; выплата дани Золотой Орде; террор как метод управления.
Задание на дом. Завершить подготовку к уроку-семинару, ответив на вопрос: “Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии (на примере точек зрения В.Д.Сиповского, С.М.Соловьева, В.В.Каргалова. Л.Н.Гумилева)?”

Ольга ЕРМАКОВА,
учитель истории
и обществознания
село Губилиха,
Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте