В Европе тоже проводятся олимпиады среди школьников, но мотивация к участию в них и сам характер этих олимпиад несколько отличаются от того, к чему привыкли в России.
У школьных олимпиад в Европе нет такой базы, нет богатых традиций, как у российских. Большая их часть проводится всего несколько лет, их механизм только отрабатывается, условия еще корректируются, иногда оказыватся, что с самой инициативой их проведения выступили в свое время ученые, преподаватели – выходцы из бывшего СССР. Сама идея предметных олимпиад среди школьников была заимствована европейскими странами, отсюда далеко не такая популярность олимпиад разного уровня. Предметные олимпиады среди школьников в Европе более локальны, часто они привязаны к какому-то конкретному городу, проводятся определенным университетом или при поддержке какого-нибудь фонда.
Кроме того, в большинстве своем олимпиады, проводимые в европейских странах, более открыты и доступны, если так можно выразиться, то есть, как правило, там нет жесткой системы отбора участников среди победителей олимпиад местного уровня, затем регионального. Во многих олимпиадах критериями отбора участников являются соответствие возрастным требованиям, интерес к предмету и желание попробовать свои силы. Если в процессе возникнут трудности, всегда можно отказаться от участия.
Хотя, например, олимпиада по математике в Нидерландах даже проводится так же, как в нашей стране, в несколько этапов, а ее победители отправляются на Международную олимпиаду по математике. Но та же самая открытость сразу бросается в глаза: существует официальный сайт, где можно получить всю необходимую информацию. Трудности и проволочки бюрократически-организационного характера, что иногда напрочь убивают желание участвовать в олимпиадах у наших школьников, когда один раз посмотрел, что это такое, и хватит, там в таких масштабах невозможны. При необходимости всегда можно найти ответственных за проведение олимпиады – контактная информация, вплоть до организаторов самого высокого уровня, есть на сайте в открытом доступе. Как есть и задачи, проблемы для разрешения, известные заранее. И это распространенная практика и одно из отличий от нашей олимпиадной системы.
В Нью-Йорке проводится олимпиада среди школьников по математике. У нее также есть официальный сайт, на котором можно найти предлагаемыми задания, которые требуют прежде всего неординарного решения. Размещены на сайте и условия участия в олимпиаде для команд школьников, одиночных участников, все очень подробно. Принимать участие в этой олимпиаде могут школьники со всех Соединенных Штатов и из других государств, что обеспечивается возможностью присылать найденные решения проблем в электронном виде. И получается, что участвуют в олимпиаде те, кому интересна сама проблема, кому доставляют удовольствие процесс поиска решения и, конечно же, дух соперничества. Это участие не обременяется висящим над школьником «ты обязан сделать то-то и то-то», само отношение, а соответственно и атмосфера работы сильно отличаются от той напряженно-нервной обстановки, к которой привыкли наши школьники. Подобные олимпиады создают впечатление, что это участие ради участия, для развития, для углубления собственных знаний, творческого поиска, проверки сил.
На сайте подробно расcказывается о наградах для победителей всех уровней, есть фотографии сертификатов, дипломов, медалей и кубков. И все. Впереди не маячит перспектива того, что ты получишь какие-то льготы, заслужишь особое положение или право быть зачисленным в выбранный вуз на внеконкурсной основе.
Бесспорно, возможность стать студентом одного из ведущих вузов страны – это дополнительная мотивация, стимул, но не убивает ли он сам дух здорового соперничества, не становится ли получение определенных привилегий самоцелью? И если за победой во Всероссийской олимпиаде стоит возможность поступления в престижный вуз на внеконкурсной основе, стоит ли удивляться коррумпированности олимпиадного движения в нашей стране? Победитель олимпиады по математике может выбрать, например, мехмат, где учиться сложно, просто невозможно, не обладая определенными способностями, но ведь он может выбрать факультет менеджмента, экономическую специальность, тут учиться проще, и у некоторого круга лиц возникает соблазн «поиграть» этой самой возможностью зачисления будущего студента на внеконкурсной основе.
Но это касается победителей. А для тех, кто дошел только до регионального уровня, тем более для тех, кто хорошо показал себя на Всероссийской олимпиаде, но призового места не занял, такой поворот событий может стать настоящим разочарованием. Радоваться самому факту участия, тому, что ты сделал все, что мог, что от тебя зависело, сложно, когда все новые впечатления отравлены мыслью об упущенном шансе, о потерянных возможностях. Упреки в адрес школьника, не оправдавшего надежд, который не сумел заметно облегчить жизнь родителям и себе, выиграв право выбрать для себя лучший вуз… Вместо радости участия, желания развиваться дальше, углублять свои знания – ощущение того, что стремиться больше не к чему. Можно, конечно, говорить, что это грозит детям со слабой психикой, детям, не способным оценить тот огромный опыт, что был ими получен во время участия во всех этапах олимпиады, но ведь школьник может просто перестать верить в собственные силы, и не факт, что он сумеет сделать правильные выводы на основе полученного опыта, не факт, что найдется человек, который сумеет убедить разочарованного школьника, что поступить в этот самый вуз-мечту на общих основаниях может оказаться гораздо проще.
Еще хотелось бы поговорить о заданиях, которые предлагаются российским школьникам на олимпиадах. Часто не без гордости организаторы подчеркивают, что «они сами не знают, что будет на олимпиаде».
Тому есть несколько причин. На олимпиаде местного уровня, особенно если это районная олимпиада или городская в каком-нибудь маленьком городке, не всегда ответственно подойдут к составлению заданий, иногда до последнего ищут человека, который бы этим занялся. В этом случае задания могут быть составлены просто некорректно, что создаст сложности и для участников олимпиады, и для тех, кто работы участников будет проверять, а может, участникам крупно повезет: задания будут просто «списаны» из пособия, по которому конкретно вы по счастливой случайности дополнительно изучаете этот предмет или готовитесь к поступлению в вуз, или же, что более вероятно, задания окажутся доступными. Подобная ситуация не может не вдохновить, не заставить поверить в собственные силы. И за этим кроется подвох – областные олимпиады, как правило, легкой жизни не обещают.
К ним дети часто готовятся, совершенно не зная, чего ждать, поэтому готовят их учителя ко всему, стараясь охватить материал максимально широко. И вроде бы существует перечень тем, которые могут быть затронуты олимпиадными заданиями, но чем черт не шутит… И тут начинается и массированное натаскивание на все виды заданий, и поглощение огромных объемов информации, несомненно, крайне полезной, в кратчайшие сроки, тренировка моральной стойкости и умения находить выход из самых сложных ситуаций во время самого конкурса, в общем, нагрузки школьник испытывает колоссальные.
Иногда ситуация с заданиями доходит до абсурда: бывалые олимпиадники не удивляются, приехав на олимпиаду по истории России и обнаружив, что в предложенных им заданиях половина вопросов относится к истории всемирной, а половина – к краеведению. Вот вам настоящая проверка широты кругозора. И невольно возникает сомнение, то ли организаторы не помнили, к какой олимпиаде готовились, то ли готовились сами и готовили тех, кого нужно, слишком хорошо.
К тому же чтобы победить, часто нужно оказаться не просто лучше всех, а превзойти остальных во много-много раз, чтобы не оставить никаких сомнений в собственных талантах. Предвзятостью судейства и желанием «протолкнуть своих» особенно грешат именно олимпиады областного уровня, потому что дальше только всероссийский уровень, а победа на олимпиаде областной часто дает льготы при поступлении в вузы области. Оказаться на три головы лучше остальных нужно еще и потому, что, как правило, никакой многоуровневой системы поощрений нет, потому что это слишком затратно, зато есть стандартные первое-второе-третье место, причем даже первое и второе заметно различаются по привилегиям, которые школьники, их занявшие, получают. И на Всероссийскую олимпиаду вроде бы должны отправляться обладатели и золотых, и серебряных медалей, но местные власти очень часто не располагают такими средствами, и поэтому едет туда только обладатель первого призового места…
Однозначную оценку олимпиадному движению, по крайней мере в нашей стране, дать довольно сложно. Надо признать, положительных аспектов, конечно, гораздо больше: раскрытие талантов, развитие, прекрасные перспективы, вклад в будущее науки, в будущее страны. Громкие слова. Поменьше бы еще влияния посторонних факторов. Наверное, стоит здесь поучиться у куда менее опытной в этом деле Европы, чтобы основные цели не замещались, не уходили на второй план под влиянием куда менее важных поощрений, не совсем правильных амбиций.
Любовь ТРЯПИЧКИНА, студентка 3-го курса МГИМО
Комментарии