Новосибирский государственный педагогический университет был основан в 1935 году как главный вуз Сибири по подготовке педагогических кадров. До недавнего времени набор здесь составлял 1700 человек, сейчас – примерно 1100 по всем специальностям. На очном обучении находятся около 8000 студентов плюс 16000 заочников. Есть аспирантура и докторантура. У вуза много учебных корпусов и общежитий, постоянно строятся новые здания, реконструируются и обновляются старые. НГПУ – это огромный комплекс, подлинная кузница кадров для Сибири.
90-е годы прошлого столетия ознаменованы небывалым творческим подъемом. Возникли авторские школы, методики, теории в педагогике. Однако к концу XX века процесс замедлился. Тормозом, как ни странно, послужило именно количество созданного – слишком много оказалось нового, не всегда оправданного. Это вызвало непонимание верхов и низов, возник своего рода вакуум. Благодаря открытию многочисленных негосударственных вузов возникли перепроизводство одних специальностей и нехватка других.
НГПУ всегда готовил учителей. В настоящее время наш заказ составляет 400 педагогов в год, однако принимаем мы значительно больше. Почему? План набора практически не меняется, а потребность варьирует. Мы тоже открыли много новых факультетов, наряду с подготовкой учителей выпускаем специалистов иного профиля. Бюджетное финансирование покрывает около 50 процентов наших нужд, остальное делается за счет внебюджетных источников дохода. Фактически мы научились считать по-новому. Есть платные факультеты, на которых готовят специалистов по рекламе и менеджменту, притом на каждом из них есть бюджетные места. В частности, на факультет рекламного дела набор составляет около 100 студентов, из которых 6 мест бесплатные – бюджетные.
Мы учимся жить в открытом пространстве. Что сегодня пользуется спросом? Знание иностранного языка, владение информационно-коммуникационными технологиями. Когда в вузы и школы стали поступать компьютеры, возникла проблема: кто и как будет на них работать? Для чего это нужно образованию? Поэтому на всех факультетах обязательно идет обучение иностранному языку и информатике, так как сфера ИКТ стремительно расширяется.*
В вузе уже около пяти лет активно развивается дистанционное образование, создаются модули обучения различным специальностям, благодаря чему педагог может повысить свою квалификацию, не приезжая к нам в город из области. В течение года он может работать по этим модулям, общаясь с преподавателем дистанционно.
Широко используем электронные образовательные ресурсы. Когда мы получили первые учебники в электронном виде, наши преподаватели не могли с ними работать – не устраивали содержание, форма подачи материала, непонятно было, чем текст на диске отличается от того же текста в книжке. Не хватало технического оборудования, не ясно было, как вписывать подобные занятия в учебный план, то есть не было методического обоснования, методической помощи. Тогда мы решили готовить пособия сами, одновременно искали возможности купить компьютеры, создать специализированные классы, научиться самим работать с новой техникой. Ведь каждый знает: пока сам не прочувствовал, как это делать, не сумеешь научить других, не убедишь их в том, что ИКТ – наше настоящее и будущее.
Помню, как я осознал для себя роль новейших технологий в современной жизни. В 1998 году был на Аляске, и там мне довелось увидеть, как с помощью электронной связи была проведена операция, спасшая жизнь человека. Понимаете, врач где-то в горах соединяется через Интернет со специалистом в большом городе, и тот по его указанию делает разрез скальпелем. Вот тогда я и понял, как можно учить дистанционно.
Сибирь – огромная территория. В начале 80-х Уральский политехнический институт пробовал устраивать сеансы телевизионной связи для всех вузов Зауралья. Сегодня мы можем делать это с помощью Всемирной паутины, соединяться со всем миром. Мы создали более сотни ЭОР, массу методических комплектов. Начался новый этап, теперь инновации в педагогике заключаются в подготовке молодежи нового поколения к пользованию новым инструментарием. Если нам чего-то не хватает, создаем сами. Например, несколько лет назад, когда мы получили первые тесты для студентов, испытали при этом шок от их уровня и направленности. Ведь мы же готовим учителя, а это прежде всего человек, который умеет хорошо говорить, доносить свои знания до учеников. Но что проверяют тесты? Что угодно, только не умение построить правильную, связную речь, дать объяснение темы, провести урок и уложить нужный объем знаний в сорок минут. Поэтому мы создали свою систему, получили сертификаты. Сейчас НГПУ занимает ведущее положение в России среди педагогических вузов по многим показателям.
Каковы бы ни были инновации в образовании, главное – чтобы студент, выходя от нас с дипломом, шел работать в школу и умел донести до нее все новое, что узнал в нашем университете. Я думаю, Всемирная паутина – великолепный инструмент, пользоваться которым должны уметь все члены общества. У нас есть достаточное количество компьютерных классов, около тысячи компьютеров. Благодаря мэрии мы получили оптоволоконную связь. ПК, подключенные к Глобальной сети, есть в библиотеке, где собрано около миллиона томов, а также в общежитии. Студенты могут пользоваться аппаратурой в классах и после занятий.
Петр ЛЕПИН, ректор НГПУ
Комментарии