Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Инклюзия: пандусы или барьеры? ​Доступная среда

Учительская газета, №27 от 7 июля 2015. Читать номер
Автор:

Готовы ли руководители школ и педагоги к реализации инклюзивных программ? Что предстоит сделать, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья стали полноправными участниками образовательного процесса? Какие барьеры предстоит еще преодолеть? Эти и другие вопросы активно обсуждали участники мультимедийного ток-шоу «Школа для всех», проходившего 26 июня в МИА «Россия сегодня».

За пять лет все 85 субъектов РФ, включая Крым и Севастополь, стали активными участниками государственной программы РФ «Доступная среда», рассчитанной на 2011-2015 годы. Создается и совершенствуется нормативно-правовая база. Одним из достижений в этом направлении стало появление стандарта образования детей с ОВЗ. Сегодня 5945 обычных школ уже приняли на обучение таких детей. К концу года в их ряды вольются еще 3150 школ. Однако эта цифра составит всего лишь 20 процентов от общего числа образовательных учреждений. К сожалению, многие школы всячески стараются избавляться от таких детей. И это притом что инклюзия становится непременным условием развития образования.Предстоит еще немало работы для создания доступной среды по всем уровням образования начиная с детских садов, подчеркнула в своем выступлении Людмила Юрьевна Вакорина, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ.Семнадцать регионов стали пилотными площадками и накопили немалый опыт по инклюзивному образованию. По всем показателям лучшей российской школой, где созданы комфортные условия для совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, признана средняя школа №4 города Северска Томской области. Наталья Игловская, координатор инклюзивного образования в данном учреждении, успех объясняет просто: коллектив уже долгие годы ведет работу по созданию доступной среды. Еще в 1997 году здесь приняли на обучение детей с нарушениями зрения. Сейчас в школьных классах учатся 135 детей с различными отклонениями в развитии, 28 из них имеют инвалидность. Одной из острых проблем, по словам Натальи Валентиновны, становится отсутствие должного медицинского сопровождения. Раньше, к примеру, был хорошо оснащенный кабинет офтальмологии, теперь его нет. Убрали из штата школы всех медработников, что затрудняет оказание нужной помощи и поддержки особым деткам.Проректор МГППУ Светлана Алехина образно назвала учителей «золотое сечение инклюзивного образования». Именно от них зависит его успешное развитие. За пять лет более 27 тысяч педагогов прошли обучение и переподготовку. Но это только начало большой работы, подчеркнула Светлана Владимировна.О том, как не оставить каждого учителя наедине с трудностями, которые возникают при появлении в классе детей с ОВЗ, говорили многие выступающие. Залог успеха кроется в системном подходе к решению проблем инклюзии. Как на региональном, так и на федеральном уровне должны действовать хорошо отлаженные механизмы оказания помощи педагогам.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту