Информация – главный инструмент образовательной системы. Качество ее восприятия, обработки и анализа зависит в равной степени от способностей ученика и умений учителя.
При подготовке к уроку и при создании методических разработок для обучения и контроля знаний нужно руководствоваться не только различными способностями учащихся, но и физическими возможностями ребенка, необходимыми для создания благоприятных условий при работе на компьютере. Желательна помощь родителей в осуществлении двусторонней связи ученика с учителем. Необходимо рассчитывать возможности каждого ученика по уровневой схеме нарастающей сложности: базовый (государственный стандарт образования); средний (системный анализ); высокий (углубленное изучение).
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Усвоение материала происходит сугубо индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств ученика. Главная задача учителя – учесть индивидуальные особенности детей, т.е. выделить группы детей с более или менее одинаковыми способностями.
На первый взгляд критерием деления учеников на группы должна быть успеваемость. Такое положение на самом деле является необъективным и наносит вред личностному развитию. Поэтому необходимо использовать результаты психологических исследований, в которых отражались бы такие параметры, как концентрация внимания, зрительная память, продуктивность мышления, слуховая память.
У человека есть две особенности, которые трудно переоценить, но и которыми нельзя пренебречь. Это способность мыслить и учить других. Компьютер является одним из компонентов будущей образовательной системы. Ученик должен достичь такого уровня самообразования, чтобы он смог заниматься исследовательской деятельностью. Компьютеризация общества, а также внедрение современных информационных технологий требуют компьютерной грамотности буквально на каждом шагу.
Человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, пользоваться вычислительной лексикой, находить в справочниках подходы к решению задач, владеть практическими приемами работы с компьютером, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, обладать алгоритмической формой мышления.
Важным для жизни в современном обществе является формирование алгоритмического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Изучение информатики развивает воображение, пространственные представления. Обучение предмету способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности мышления, способности аргументированно отстаивать взгляды и убеждения.
Из сказанного следует вывод: без компьютерной грамотности невозможно образование современного человека.
Для овладения компьютерной грамотностью необходимо: стимулировать у детей интерес к предмету; развивать их способности; формировать правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, в системе общечеловеческой культуры; развивать творческое мышление ребят, готовить их к будущей профессиональной деятельности в различных областях с применением компьютерной техники.
Я использую программы по информатике, составленные с учетом уровневой дифференциации. Это адаптированные программы с соответствующей коррекцией, которые учитывают уровень знаний и умений ребят. Желательно проводить обучение информатике на современной технике с современным программным обеспечением. Процесс обучения информатике эффективен лишь при условии современного технического оснащения кабинета информатики.
Расписанием предусматриваются занятия, на которых присутствует не весь класс, а его половина, что дает возможность более тесного контакта учителя и ученика, возможность разрешить возникающие проблемы.
Основные рубежи, на которые должно вывести ученика компьютерное образование в школе, таковы: приобретение универсальных способностей; овладение знаниями и умениями, необходимыми как для ориентации в современном мире, так и для изучения других дисциплин; подготовка к поступлению в вузы; воспитание уважения к науке; формирование навыков систематического подхода к изучению возникающих перед молодыми людьми проблем.
Характеристики уровней сложности
Базовый. Ученики усваивают изучаемый материал после длительной тренировки с большим трудом и не всегда в полном объеме; они приобретают основы обобщения материала; еще отсутствует согласованность в использовании правил в знакомых ситуациях; они сложно осуществляют переход от одного вида мышления к другому.
Средний. Ученики овладевают основным объемом знаний, определенных программой; выделяют главное в изучаемом только после выполнения ряда упражнений под руководством учителя; умеют анализировать, пытаясь делать несложные выводы; усвоенные знания, умения и навыки применяют только в знакомых ситуациях.
Высокий. Ученики усваивают материал в максимальном объеме быстро и легко; широко обобщают материал; умеют находить неоднозначные решения поставленных задач; легко переключаются с одного вида мышления к другому.
Такой дифференцированный подход создает комфортные условия для каждого ученика, помогает ему поверить в свои силы, потому что он выполняет свою работу, соответствующую способностям, на 100 %. Построение урока целесообразнее проводить по адаптивной системе обучения.
Объяснение нового материала. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа учителя с учениками.
Цель первого этапа – мотивация изучаемой темы, т.е. вычленение базовой информации в новом материале и преподнесение материала ученикам в таком виде, чтобы большинству из них было ясно, от чего им следует оттолкнуться. Используя ТСО и различную наглядность, можно сократить время урока, затрачиваемое на организацию модельного представления изучаемых объектов. Зрительное восприятие дополняет слуховое, усиливая объемное запоминание получаемой информации.
Ко второму этапу переход должен осуществляться плавно и только после того, как ученики получат полный инструктаж о предстоящей работе, и учитель объективно установит готовность учащихся к продолжению выполняемой работы. Каждый ученик должен научиться самостоятельно добывать знания и формировать навыки.
Самостоятельная работа учащихся делится на две части: 1-я часть. Разбор решения поставленных задач в группах (коллективная форма работы). 2-я часть. Самостоятельное решение задач.
Во время устной работы ученики разделены на группы по соответствующим уровням. При этом наглядно проявляются плюсы разделения: каждый ученик проговаривает новый материал на уроке; работа каждого ученика непрерывно взаимно контролируется; выявляются и исправляются ошибки на ранней стадии их появления; повышается речевая и мыслительная деятельность учащихся. Одновременно учитель помогает детям, нуждающимся в помощи, или, если это нужно, объясняет новый материал вторично.
Задания для самостоятельной работы учащихся готовятся в зависимости от целей, поставленных на уроке и с адаптацией на каждого ученика, т.к. разным детям требуется разное время, разный объем знаний, чтобы овладеть программным материалом.
Задания подбираются по нарастающему уровню сложности.
Базовый уровень. Выполненная работа соответствует оценке “удовлетворительно”. Задания доступны каждому ученику и содержат в себе обязательный уровень образования, способствуют умению правильно применять изученный материал, отрабатывают вычислительные навыки учащихся.
Средний уровень. Выполненная работа соответствует оценке “хорошо”. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Это доступно ученикам, выполнившим задания базового уровня.
Высокой уровень. Выполненная работа соответствует оценке “отлично”. Задания повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого развития личности, проведения исследовательской деятельности.
По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь к высокому. И от того, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить больший объем заданий.
Контроль знаний
Огромную роль при самостоятельной работе играет контроль знаний, который делится на три типа:
Контроль учителя. Проходит при осуществлении индивидуальной работы с учащимися.
Самоконтроль. Учащиеся сопоставляют результаты своей работы с реальными результатами, предъявляемыми учителем.
Взаимоконтроль. Работа в группах объективно оценивается самими учащимися по вкладу каждого ученика в решение задачи.
При такой организации работы сразу же наблюдаются позитивные сдвиги. Заметно стремление слабых учащихся тянуться к более сильным ученикам, добиваясь больших результатов. У слабых детей повышаются самооценка и уровень мотивации учения. Во время работы именно те ребята получают помощь от учителя, которым она необходима. Домашние задания будет легче выполнить, так как дети уже не столкнутся с трудностями, потому что задания подобраны на основе дифференцированного подхода к обучению.
При дифференцированном обучении контроль знаний всех учеников должен проходить с учетом индивидуальных достижений каждого. Подбор заданий для контрольной работы должен предусматривать три уровня подготовленности детей.
Формы контроля знаний
Ученикам предлагается набор заданий в виде пошаговой детализации или тестов. В ходе самостоятельного изучения нового материала ребята отыскивают ответы на поставленные вопросы. Такого типа задания предусматривают исследовательский характер в совокупности с контролем. Уровневая дифференциация прослеживается в разных объемах выполняемых заданий. Так, ученик, выполнивший 60% заданий правильно, получает оценку “удовлетворительно”, выполнивший 80% – оценку “хорошо”, выше 95% – оценку “отлично”.
В качестве примера описанного подхода приведем контрольные задания по теме “Физические основы вычислительной техники”. Цифрами обозначены задания (вопросы), а буквами (со скобкой) – варианты ответов.
1. Кодирование информации в виде высокого и низкого напряжения обозначается: А) “1” и “0”; Б) “вкл” и “откл”
2. Основным элементом современных ЭВМ является: А) транзистор; Б) процессор; В) триггер; Г) системный блок.
3. Что используют в ключевом режиме в ЭВМ? А) процессор; Б) транзистор
4. С помощью чего происходит включение и выключение транзистора? А) с помощью электричества; Б) с помощью выключателя; В) с помощью триггера.
5. Вентиль “не” изображен: А) 1-не-1; Б) 0-не-0; В) 1-не-0. (Примечание. Значок “-” в ответах следует читать как стрелочку)
6. Вентиль “и” изображен: А) (1,0)-и-1; Б) (1,1)-и-1; В) (0,0)-и-0.
7. Вентиль “или” изображен: А) (1,0)-или-1; Б) (0,0)-или-1; В) (1,1)-или-0
8. Что получится на выходе в результате работы этой схемы? (1,0)-или-не-(_,0)-и-не-(_,1)-и-? А) 0; Б) 1; В) нисколько; Г) 0 или 1.
9. Как называется число одновременно обрабатываемых битов? А) разрядность и быстродействие; Б) быстродействие процессора; В) разрядность процессора.
10. Разрядность процессора. А) одна из характеристик ЭВМ; Б) одна из важнейших характеристик ЭВМ.
11. Что характеризует объем информации, перерабатываемой процессором ЭВМ в единицу времени? А) разрядность процессора; Б) быстродействие процессора; В) разрядность и быстродействие процессора.
12. Электронная схема, запоминающая один бит информации, называется… А) процессором; Б) микросхемой; В) триггером.
13. По скольким операциям сводится процесс взаимодействия процессора и памяти? А) по одному; Б) по двум; В) по трем.
14. Числом одновременно подаваемых по шине адреса и шине данных разрядов (битов) называется… А) разрядность процессора; Б) разрядность шины; В) разрядность шины и адреса.
15. В каком поколении ЭВМ начали применяться интегральные схемы (микросхемы)? А) в первом; Б) во втором; В) в третьем.
16. ПК IВМ относится к ЭВМ … поколения. А) третьего; Б) четвертого; В) пятого.
Александр ЗЯБЛИКОВ,
учитель информатики СШ N 3
Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии