В октябре прошлого года был объявлен Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок». Инициативу НО Благотворительного фонда сохранения наследия Д.И.Менделеева (Боблово) и Центра «Педагогический поиск» подхватили Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, журнал «Химия в школе», редакция «Учительской газеты», поддержало Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ.
Урок Ольги РАТНИКОВОЙ, учителя информатики, математики средней школы №266 города Снежногорска-2 Мурманской области, называется «», посвящен Всемирному дню авиации и космонавтики и рассчитан на учеников 4-го класса. По форме это урок-игра, но цели у занятия вполне серьезные: расширить знания детей о Солнечной системе, совершенствовать умения работы на компьютере, развивать эрудицию, находчивость, творческие способности.Второй этап – конкурс. Класс разбивается на три экипажа. Первое задание – за пять минут нарисовать модель космического корабля в графическом редакторе «Paint». Второе – определить космические широту и долготу по такому, например, описанию: «К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне, прибавить количество козлят, которые остались дома одни, минус количество сестер Крошечки-хаврошечки». Третье – составить как можно больше слов из слова «космонавт» и набрать их в текстовом редакторе. Четвертое – «Телефонограмма», передать текст другим экипажам с помощью жестов и мимики. Пятое – «Грамотеи». Шестое – «От большой до маленькой», расположить названия планет в порядке удаления от Солнца. И наконец, тест «» на компьютере для капитанов.
Уже в ноябре на конкурс начали поступать работы, в течение четырех месяцев пришло 1400 материалов от учителей России и стран СНГ. Причем свои разработки прислали не только преподаватели естественно-научного цикла, но и учителя-гуманитарии. Это оказалось для организаторов неожиданностью… Однако триста «непрофильных» работ были приняты к рассмотрению. В феврале жюри отобрало 200 материалов участников финала. К сожалению, приехали в Москву только 120 учителей, не все смогли найти деньги на поездку…
Финал прошел в марте этого года в стенах Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева. Педагоги участвовали в семинаре-конференции по проблемам современного урока, на котором выступали видные ученые, посетили Центр образования Евгения Ямбурга. А главное – защищали презентации своих уроков, обосновывали результативность занятий и правильность подбора методических приемов к нему перед «народным жюри» – своими коллегами, другими участниками конкурса.
В результате оценки профессиональных судий в основном совпали с мнением «народного жюри». А призеров оказалось больше, чем планировалось. Участники конкурса единогласно решили отметить дипломами не двадцать, а 32 учителя. Список победителей финала вы можете найти здесь: http://www.mendeleev.upeg.net/mylesson/itog/winers.htm. А я хочу рассказать о педагогических идеях, которые привлекли мое внимание.
Культура пития
Галина Ивановна ПРИМАКИНА, преподаватель предмета «Товароведение продовольственных товаров» профессионального лицея №28 из Великого Новгорода, рассказала, как она проводит занятие «Техника и этапы дегустации виноградных вин».
Оказывается, научиться дегустировать вино непросто. Нужно подготовить рабочее место, знать, что вина подаются от молодых к старым, от менее насыщенных – к насыщенным, от белых – к красным, что наливать их надо в бокалы тюльпанообразной формы с высокой ножкой, чтобы не нагревать содержимое, что существует три фазы дегустации: визуальная, «нос», «рот». А самое главное, учебная дегустация требует особых условий – тишины, спокойствия и настроя.
Это занятие не только дает ребятам профессиональные навыки, но и воспитывает культуру пития. Ведь дегустатор не проглатывает ни капли – не положено…
Топография Волшебной страны
Применение художественной литературы на уроках географии – не новый прием. Ценность опыта, представленного учителем географии средней школы №4 города Чебаркуля Челябинской области Елены КАРПЕЙКИНОЙ, в том, что она выстроила четкую методическую систему использования этого приема. Елена Николаевна советует: «Чтобы не превратить урок в развлечение, надо предварительно ставить перед ребятами задачи: найти ошибку, обозначить путь корабля…» Елена Карпейкина рассказывает: «Пришла я к этой идее, когда осознала, что буквально во всех произведениях есть география. Например, когда в 6-м классе мы проходим тему «Развитие географических знаний», я использую произведение «Старик Хоттабыч». К теме «План местности» ребята перечитывают сказку «Волшебник Изумрудного города». Елена Николаевна составляет топографические диктанты, опираясь на это популярное произведение Волкова: «Ребята ставят на плане направление «Север – Юг», обозначаем масштаб, и я читаю сказочный путь Элли, дополняя его расстояниями, направлениями, географическими объектами. Итак, Элли с Тотошкой смело отправились в путь по дорожке, вымощенной желтым кирпичом. Заранее договариваемся, что это грунтовая дорога, ставим знак «Грунтовая дорога». Идут на север. Через 600 метров путь им преградил ручей, текущий с запада на восток, где они встретили Страшилу. Ребята чертят сказочный маршрут своих любимых героев, а для учителя это серьезная проверка знания условных знаков, сторон света и масштаба, умения ориентироваться по плану местности».
Космическое путешествие
Урок Ольги РАТНИКОВОЙ, учителя информатики, математики средней школы №266 города Снежногорска-2 Мурманской области, называется «Космическое путешествие», посвящен Всемирному дню авиации и космонавтики и рассчитан на учеников 4-го класса. По форме это урок-игра, но цели у занятия вполне серьезные: расширить знания детей о Солнечной системе, совершенствовать умения работы на компьютере, развивать эрудицию, находчивость, творческие способности.
Первый этап. Ребята смотрят презентацию «Путешествие по Солнечной системе», узнают, что такое Солнечная система, Солнце, планеты, кометы и так далее.
Второй этап – конкурс. Класс разбивается на три экипажа. Первое задание – за пять минут нарисовать модель космического корабля в графическом редакторе «Paint». Второе – определить космические широту и долготу по такому, например, описанию: «К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне, прибавить количество козлят, которые остались дома одни, минус количество сестер Крошечки-хаврошечки». Третье – составить как можно больше слов из слова «космонавт» и набрать их в текстовом редакторе. Четвертое – «Телефонограмма», передать текст другим экипажам с помощью жестов и мимики. Пятое – «Грамотеи». Шестое – «От большой до маленькой», расположить названия планет в порядке удаления от Солнца. И наконец, тест «Космическое путешествие» на компьютере для капитанов.
Комментарии