Наша школа ведет многопрофильное обучение уже достаточно давно. При этом мы получаем хорошие результаты наших ребят в области математического, гуманитарного, естественно-научного образования.
Связано это с тем, что в основу модели школы закладывались, помимо прочего, две идеи: индивидуализация образовательного процесса и обучение выбору, то есть постепенное построение учащимися своей образовательной траектории.Мы делаем это с помощью основных элементов, позволяющих реализовать эти идеи, – стратовой системы дифференциации обучения (6-7-е кл.), индивидуального учебного плана (8-11-е кл.) и развитой системы дополнительного образования.О стратовом обучении многие уже слышали – это уровневая дифференциация, при которой обучающиеся занимаются в группах (выровненных по скорости освоения материала, индивидуально-личностным особенностям). При этом на занятия выделяют одинаковое количество времени, и внутри этих групп происходит изучение предмета с возможностью движения ребят между группами. У нас это движение реализуется по четвертям. Такая система позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, показывает учащимся, что они могут быть по-разному успешны в разных предметах, позволяет осуществлять выбор преподавателя и многое другое. Количество часов, отведенных на преподавание предмета, одинаково во всех группах, занятия проходят одновременно во всех классах параллели. Таким образом, на параллели одновременно работают сразу несколько учителей математики или русского языка. Возможен переход между стратами, в таком случае он осуществляется в конце четверти.Технология стратовой дифференциации – это и подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам. О системе обучения по индивидуальным учебным планам говорится много. На мой взгляд, это действительно наиболее удачная модель обучения в старших классах, позволяющая предоставить несколько уровней освоения предмета. Например, в математике в отдельных параллелях мы предоставляем 3 уровня изучения предмета. Благодаря реализации возможности перехода между уровнями система действительно позволяет обучающемуся строить свою линию развития, создавать свой профиль обучения.Неотъемлемой частью выстроенной системы работы школы в этом направлении мы видим систему дополнительного образования, ориентированную на развитие и поддержку обучающихся, расширение их кругозора в предметной области и в смежных дисциплинах. Посещение занятий в кружках позволяет учащимся не бояться нестандартных заданий, быть готовыми к проявлению творчества.Обучение по ИУП подразумевает уход от классно-урочной системы к обучению по группам, что ведет за собой перестройку организационной схемы управления образовательным процессом и иную систему сопровождения обучающихся. Для решения проблем, связанных с реализацией этой модели обучения, требуются:- анализ кадровых и материальных, организационных возможностей школы (выполняется предметными методическими объединениями, администрацией школы). Его качество существенно влияет на перспективу развития школы;- предварительная (и потом регулярная) работа с обучающимися и их родителями по разъяснению особенностей обучения в рамках стратового обучения, по формированию (коррекции) индивидуального профиля обучения, которую проводят учителя-предметники и кураторская группа параллели;- формирование возможных вариантов ИУП на основе выбора обучающихся, их родителей с учетом возможностей школы. Решение об открытии групп повышенного уровня изучения предметов принимается по согласованию с управляющим советом школы;- составление расписания (его проводим в летний период), ставшее одним из сложных процессов, оно сильно зависит от качества подготовительной работы и широты спектра предлагаемых к повышенному уровню изучения предметов;- регулярная совместная работа учителей-предметников по синхронизации учебного материала, контрольных мероприятий, по индивидуальному ведению обучающихся для обеспечения возможности перехода между группами требует другого уровня взаимодействия всех членов педагогического коллектива;- проведение педагогических советов по параллели (каждую четверть) для построения/коррекции индивидуальных планов обучающихся параллелей 8-11-х классов и осуществления переходов между стратами обучающихся 6-7-х классов – это составная часть работы учителей-предметников, кураторской группы или классных руководителей в течение четверти.Организация работы допобразования практически полностью укладывается в такую схему:- выявление запроса потребности в системе допобразования;- оценка ресурсов школы, в том числе возможность привлечения для помощи волонтеров – выпускников школы;- предварительная (и потом регулярная) работа с обучающимися и родителями по вовлечению в систему допобразования обучающихся;- регулярная совместная работа преподавателей допобразования с учителями-предметниками по синхронизации и дополнению развивающего материала.Закладывая какую-то модель, выбирая какие-то профили, мы эти профили рассчитываем на некоторую перспективу.На мой взгляд, качественное образование не может быть сумбурным и несистематизированным, оно возможно только тогда, когда школа выстраивает целостную систему работы, реализующую заложенные в нее идеи.Константин КОЧЕТКОВ, директор школы №218
Комментарии