23 сентября. В Челябинском театре оперы и балета им. М.И.Глинки состоялось открытие конкурса. Финалистов «Учителя года-2006» приветствовали официальные лица – первый зам. губернатора Андрей Косилов, председатель Законодательного собрания региона Владимир Мякуш, исполняющий обязанности главы Челябинска Олег Рыжов, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин, главный федеральный инспектор Валерий Третьяков. Евгений Бутко предложил подняться всем конкурсантам, и огромный зал долго аплодировал участникам финала.
К изумлению педагогов, приветствия продолжились после официального открытия. Пожалуй, ни одна школа не встречала финалистов так, как 11-й челябинский лицей. Фасад лицея был украшен гроздьями шаров, а из окон выглядывали ученики – они улыбались, кричали приветственные слова, махали легкими газовыми шарфиками. У крылечка начался настоящий концерт с песнями и танцами. Потом ребята представляли свою альма-матер и свои таланты со сцены актового зала. Затем началось самое ответственное действо дня – жеребьевка участников. Когда каждая из номинаций будет выступать на протяжении первого тура? Кому и под каким порядковым номером предстоит явиться в номинации перед светлыми очами жюри? Это решал лототрон.
После общения с педагогами челябинского лицея №11 «пеликанов» снова позвали в путь. На сей раз конкурсантов ждала самая теплая встреча в родном лицее учителя года России-2005 Ивана Иоголевича. Конкурсантам показывали, как пользоваться интерактивной доской, которая в 31-м лицее порой используется вместо обычной доски и мела, демонстрировали мастер-классы преподавателей, а еще презентовали уникальную структуру, аналогов которой нет, пожалуй, не только в России, но и в мире, – Скорую педагогическую помощь. Она начала работать в городе с сентября. Поддержку школьникам и учителям оказывает самую разнообразную: образовательную, психологическую, методическую.
24 сентября. Воскресный день совпал с самым веселым и все же волнительным конкурсным испытанием – «Визитной карточкой», которая проходила в лицее №11. Честь задать тон выпала номинации биологов и химиков. А первым стал учитель биологии лицея №35 Нижнекамска Республики Татарстан Виктор Белоусов. Он представил свою жизнь в виде модели пирамиды, грани которой – Родина, любовь, семья, увлечения, творчество. Оказывается, российская школа могла потерять прекрасного учителя. Виктор Николаевич готовился стать ученым-биологом, но встретил педагога-новатора Шаталова и вдохновился настолько, что сам стал преподавателем. Запомнился вопрос, с которым Виктор Белоусов обратился к залу: «Разве можно назвать человека учителем, если он не умеет любить?» Ответ очевиден.
25 сентября. На один день «Учитель года России-2006» стал конкурсом филологов. Двадцать учителей русского языка и литературы показывали в этот день свою «Визитную карточку»! Блеск ума, искрометный юмор, трели песен, замечательные фотографии из семейных и школьных альбомов в презентациях, трогательные кадры из фильмов про себя, «любимых», ослепили предметное жюри во главе с ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуардом Никитиным.
26-27 сентября. Конкурсантам предстоят два трудных дня. Необходимо рассказать о своей педагогической деятельности, причем в максимально сжатые сроки. На теорию, то есть представление своего опыта, дается двадцать минут, на практику, то есть на урок, – тридцать.
Если бы я была учителем, то обязательно взяла бы у каждого участника конкурса частичку его обширного опыта и вплела бы в собственную практику. Например, если бы я была литератором, я бы стала проводить, подобно Галине Измайловой, челябинскому филологу, интегрированные уроки литературы и английского языка. А если бы я была историком, я бы приобщилась к интерактивным технологиям преподавания, как Николай Ларин из Саратовской области. Например, использовала бы положительные речевые модели, расширяла бы классное пространство, пересмотрела бы привычные схемы оценки, а ошибки использовала бы как часть учебного процесса.
Об открытых конкурсных уроках надо снимать фильм. Описать это действо словами практически невозможно. И вместе с тем, это ключевое мероприятие «Учителя года», его соль и смысл. Что ж, попробуем.
– Вам нравится грамматика? – спрашивает учительница.
– Нет! – улыбаясь, отвечают дети.
– Нет? – удивляется педагог, и продолжает на чистейшем английском, – это весело, я докажу вам.
Действительно, забавно представить себя верблюдом, который устроил себе перерыв и лежит на диване, отдыхает, или сияет от счастья, или влюбился. Попутно отрабатывается грамматика: «If I were a camel…»
Это картинка с урока преподавателя английского языка из Самары Светланы Ивановой. А почему в сценарии появились верблюд, пустыня, оазис, бедуины? Очень просто – в гербе Челябинска есть верблюд!
28 сентября. Сегодня – объявление пятнадцати счастливчиков, которые прошли во второй тур. Для кого конкурс продолжится? Ответ на этот вопрос организаторы учительского состязания не спешили давать. Сначала педагогов приветствовали заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Казенов, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. Они говорили очень теплые, добрые слова, благодаря которым таял лед страха в сердцах напряженно ожидающих учителей. Владимир Садырин подарил всем «пеликанам» особую челябинскую медаль. На одной стороне этой награды символы конкурса, на другой – Челябинской области, в память об этом замечательном регионе. Вместе с челябинской медалью конкурсанты получили дипломы от Министерства образования и науки РФ, золотых миниатюрных пеликанов и цветы.
Наконец, когда все подарки были вручены, на сцену вышли председатель предметного жюри Эдуард Никитин и председатель Счетной комиссии Алексей Кузнецов. Алексей Алексеевич, до сего часа единственный хранитель тайны «пятнашки», положил имена конкурсантов в лототрон, чтобы не только объявить состав участников второго тура, но и определить, в каком порядке они будут выполнять конкурсные задания. А Эдуард Михайлович пригласил всех 53 конкурсантов на двухдневный семинар в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ.
29 сентября. Сегодня участники второго тура показывают мастер-классы с участием взрослых учеников. Бомонд конкурса «Учитель года России-2006» был в сборе. Учителя из Челябинска и области, организаторы региональных конкурсов и, наконец, Большое жюри, состоящее из начальников управлений образования российских регионов, победителей и лауреатов конкурса «Учитель года России», детей.
Первым мастер-класс на театральной сцене Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской давал Сергей Захаров, учитель биологии из Смоленска. Он говорил о законах, природных и человеческих, спрашивал своих взрослых учеников, в чем их различие, какие последствия может иметь вмешательство в них? В финале урока педагог предложил «школьникам» составить письмо потомкам. Получились такие наставления детям и внукам: «Мы тоже пробовали», «Прежде думай», «Будьте снисходительны».
Сложные вопросы задал своим конкурсным «детям» учитель истории из Санкт-Петербурга Сергей Букинич: «Трудно ли быть интеллигентом в России?», «Кто такой интеллигент?». Ответы искали с помощью зала и цитат из публицистики Дмитрия Сергеевича Лихачева, который создал три заповеди русской интеллигенции.
30 сентября. Учителя собрали последние силы и показали свое ораторское и дискуссионное мастерство. Оба задания относительно новые на конкурсе и поэтому самые сложные для финалистов. Однако с публичной лекцией все педагоги справились блестяще. Следующее задание – «Педагогический ринг». Условия спора были предложены такие: даются две точки зрения на одну тему, необходимо сначала доказывать одну, затем другую, причем по решению жребия – «орел, решка». Объяснение конкурсанты приняли: это необходимо для того, чтобы жюри воочию увидело – «пеликаны» умеют понять оппонента, его позицию. И все-таки идея «педагогического ринга» этого года себя явно не оправдала. Педагоги попытались устроить представление, и все было смешно, пока темы были относительно нейтральные. Но вот третья тема согнала улыбки с лиц конкурсантов. Одним финалистам предлагалось утверждать: «Основы православной культуры – единственный путь к нравственному совершенствованию». А другим: «Введение основ православной культуры недопустимо в российской школе». Педагоги попытались играть в носителей первого или второго убеждения, но получилось не умно, вычурно, искусственно. Актуальная проблема, решение которой не может найти все российское общество, вдруг превратилась в основу «Маппет-шоу», как совершенно верно заметил, не сдержавшись, историк Сергей Букинич. Слова петербуржца «разбудили» Большое жюри. Его председатель, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий высказал общее мнение: «Жюри должно обсудить ситуацию и принять решение, учитывать ли результаты «Педагогического ринга» при подсчете итоговых баллов». С тем конкурсный день и закончился.
1 октября. В Челябинском драматическом театре состоялась церемония награждения победителей всероссийского конкурса «Учитель года-2006». Пять хрустальных пеликанов отправляются в Ростовскую область, Санкт-Петербург, Тюмень, Ульяновск, Череповец. Там живут и работают лауреаты: Игорь Апольский, Сергей Букинич, Ольга Ковалева, Екатерина Уба, Андрей Успенский.
«Возможно все!», «Челябинск+Санкт-Петербург=любовь», «А почему бы и нет?» – такие автографы оставляли победители на доске, расположенной на праздничной сцене. «Как жаль, что стая хрустальных пеликанов состоит всего из пяти птиц», – пожалел Андрей Успенский, еще раз подтвердив, что на конкурсе царит доброжелательная, дружественная атмосфера.
Конкурс закончился, но 22 ноября участники опять встретятся в Москве, чтобы поздравить абсолютного победителя. В какой город на следующий год полетит Пеликан?
Комментарии