Молодые специалисты по-разному оценивают качество собственной подготовки в в педвузах. Кто-то доволен и считает свою педагогическую базу достаточной, кто-то, наоборот, уверен, что его совершенно не учили тому, с чем пришлось столкнуться в реальности. Наш собственный корреспондент в Санкт-Петербурге провела опрос молодых учителей.
В Санкт-Петербурге 66 тысяч педагогических работников. Ежегодно в систему образования приходят молодые специалисты, окончившие педагогические колледжи и вузы. Так, в 2011 году их пришло 664 человека. Уже имея небольшой опыт работы в школе, каждый из них по-разному оценивает качество собственной подготовки. Кто-то доволен и считает свою педагогическую базу достаточной, кто-то, наоборот, уверен, что его совершенно не учили тому, с чем пришлось столкнуться в реальности.
К примеру, учитель истории гимназии №227 Виталий Рыженков окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, где из педагогических дисциплин давались только методика преподавания истории и общий курс педагогики. Поэтому в школу молодой специалист пришел со своими представлениями о том, как надо преподавать, и методике преподавания учился у коллег, заодно посещая курсы повышения квалификации.
По словам Виталия, знания, которые ребятам давали по методике преподавания истории, к реальности никак не относятся. Об ИКТ и интерактивной работе в вузе не говорилось вообще. Между тем, уже на второй год работы в школе молодому специалисту пришлось учиться обращаться с интерактивной доской. В вузе такие навыки, увы, не дают.
Спустя четыре года после окончания вуза Виталий считает, что свой метод преподавания истории он еще не выработал, однако точно может сказать, что скорее всего ориентируется на проблемное обучение. Ему важно, чтобы дети сами искали ответы на поставленные вопросы, сами искали причину событий, их следствие, думали, как одно событие проистекает из другого.
Понятно, что на истфаке СПбГУ учат в первую очередь не преподавательской деятельности, а научно-исследовательской работе, связанной с историческим исследованием. Преподавание же идет как дополнительное направление. Однако за годы работы в школе молодой специалист не забросил научное направление, мало того, даже успел написать диссертацию.
На вопрос, почему выбрал школу, Виталий ответил честно: больше некуда пойти по специальности. Если оставаться в исторической науке, то в перспективе всего два пути – музей или архивы и школа. Но в музее платят сущие копейки, а в школе сегодня есть возможность работать, не бедствуя. Да и с людьми работать интереснее, чем с экспонатами и бумажками.
Уже приобретя преподавательский опыт, Виталий замечает, что больше всего ему нравится работать с пятиклассниками. Они самые любопытные, самые пытливые. История для ребят, только что пришедших из начальной школы, – новый предмет, новый мир, поэтому им всё интересно, они обо всем задают вопросы, с удовольствием делают дополнительные сообщения. Почти так же интересно работать с десятым классом. Ребята уже достаточно взрослые, многое понимают, и поэтому можно не останавливаться на деталях, а говорить о главном, обсуждать серьезные проблемы. История может быть любимым предметом, убедился Виталий, она безгранична в своих возможностях, только нужны силы и желание, чтобы увлечь наукой ребят. Но в школе часто бывает так: желание есть, а вот сил и времени не хватает, особенно когда большая нагрузка. У молодого специалиста сейчас 29 часов в неделю и классное руководство.
У выпускника Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, учителя литературы школы №31 Константина Андреева, проработавшего в школе один год, мнение о качестве своей подготовки самое лестное. Что касается содержания образования, то, как сказал Константин, абсолютно все авторы, с которыми ребята знакомятся в школе на уроках литературы, были студентами пройдены. В РГПУ им. Герцена одна из лучших школ подготовки учителя. Всё остальное зависит уже от самого ученика-студента. Кто хочет получить качественные знания, тот их берет, тем более что сейчас всё в открытом доступе и выбор огромный. Кроме того, будущих учителей знакомят с основами ИКТ, учат работать с интерактивной доской, показывают сайты, ресурсы, которые могут быть полезны для учителя, дают знания о том, как создавать видеоуроки и т. д.
Проблему Константин усматривает лишь в том, что в университете недостаточна практическая деятельность. В педагогических колледжах ее гораздо больше. Придя в школу, ты не знаешь, с чем можешь столкнуться. Конечно, любой педагог постепенно формирует свой подход, свой метод преподавания, и тут прежде всего нужно понять, кто ты сам, каковы твои психологические особенности и как они сочетаемы с детскими. При более продолжительной практике общения с детьми, понять себя и ребенка было бы легче.
Зато школа может подарить такие неожиданные вещи, как… радость ошибки.
– Я никогда не думал, что будут радовать речевые ошибки в сочинениях, – признался Константин. – Ведь ошибка ошибке рознь. Иногда это просто прекрасные вещи. Например, когда мы проходили рассказ Андрея Платонова, то про одного персонажа девочка написала: «Он был слеп на мир». В принципе это ошибка, и я ее выделяю, как ошибку, но если бы это написал Платонов, это было бы гениально!
Наталья Углова, учитель русского языка и литературы школы №490 и выпускница Северного Арктического федерального университета, наоборот, своей практикой довольна. По ее словам, по предмету ей дали хорошие знания, и очень помогло в дальнейшей работе пребывание на практике. Молодой специалист проходила практику и на четвертом и пятом курсах. Причем на четвертом работала в школе два месяца. За это время успела включиться в работу и узнать детей. Кроме того, ее научили композиционно строить уроки.
По мнению Натальи, в вузе, безусловно, дают много теории, но она часто, к сожалению, не подтверждается на практике. Возможно, будущим учителям могли бы помочь игровые тренинги, когда можно побывать в той или иной ситуации и попробовать найти выход. В реальности, когда сталкиваешься в школе с непониманием со стороны ребенка или коллеги, просто не знаешь, как себя повести. Не хватает опыта и знаний. Кроме того, Наталья уверена, что необходимо детальнее знакомиться с возрастными особенностями ребят. К примеру, придя в школу, она сразу попала на сложный возраст – восьмой класс. Полгода, которые проработала в школе, показались ей необыкновенно трудными. Спасала помощь и поддержка опытных педагогов.
Еще один минус вузовской подготовки в том, что молодых специалистов не учат оформлять бумаги. Сегодня в школе такое обилие бумаг, что начинающему педагогу сразу не разобраться. Например, он не знает, как оформить журнал, как написать отчет. Об этом не рассказывают ни на занятиях в университете, ни на педпрактике. Знания получаешь непосредственно в школе, однако, прежде чем овладеть бюрократической наукой, можно испортить множество документов. Что, собственно, с большинством молодых учителей и происходит.
Иллюстрация с ресурса – http://www.vsluh.ru/news/society/229884.html
Комментарии