search
main
0

Хочу – могу – надо

Трудности самоопределения

Что такое наставничество? Как выяснилось, большинство моих коллег-педагогов наставничество определяют как обучение детей в контексте их будущих профессий. Цель выглядит слишком масштабной для школьного образования: даже в тех учебных учреждениях, где обучению профильным предметам уделяется особое внимание, профориентация – задача непростая.

Многие педагоги большие надежды возлагают на систему профессионального образования, мол, пойдут наши ученики в колледжи, там-то им и привьют необходимые навыки и умения. Трудность для школьных учителей заключается в том, что им самим приходится осваивать другую профессию, для того чтобы обучить ее азам своих учеников и не выглядеть при этом дилетантами: у наставника должен быть непререкаемый авторитет в своем деле.

Однако, несмотря на все сложности, уже сейчас есть удачные образцы наставнической деятельности в системе школьного образования. Они представляют собой тандем «учитель-универсал – замотивированный на свое будущее подросток». При этом наблюдается четкая закономерность: наставник пришел в педагогику из другой профессии, сменив ее в достаточно зрелом возрасте. Для таких людей характерны деловой подход к профессии, свежий взгляд на обучение детей, высокая обучаемость и желание познавать новое. Трудность для детей заключается в том, что у них пока нет осознанности при выборе профессии.

Наша школа второй год участвует в федеральном проекте «Билет в будущее». За это время мы выяснили, что немногие из детей по-настоящему готовы к профессиональному самоопределению и что лишь некоторые педагоги следуют известной формуле skills «хочу – могу – надо». Им часто не хватает времени, энергии и мотивации, потому их формула зачастую выглядит так: «хочу, но не могу, но надо». При таком подходе результативность проектных мероприятий стремительно падает. У детей формируются лишь зачатки узнавания профессий, дело воспринимается как начатое, но незаконченное.

В проекте «Билет в будущее» наставничество позиционируется как навигация по формированию профессионально важных качеств личности ученика. Пройдя специальное обучение, педагог получает статус педагога-навигатора. Но таких подвижников пока очень мало, наставническая деятельность еще не складывается в системную модель и не распространяется по горизонтали. В школе хотя бы во внеурочную деятельность нужно встроить полугодичный модуль по профориентации, который бы вели учителя-наставники. Это поможет обеспечить массовый охват обучающихся профориентацией и спрогнозировать их успешное будущее.

Почему именно такой срок – полгода? Потому что в следующее полугодие появляется возможность профессионально ориентировать обучающихся за счет подготовки к другому мощному городскому проекту – чемпионату профессионального мастерства «Московские мастера». В этом проекте используется индивидуальный подход к выдающимся детям, которые уже определили в себе склонность к той или иной профессии. Уменьшенная версия чемпионата для детей начальной школы «Мастерята» также обеспечивает раннюю профориентацию. Этот чемпионат – и праздник, и игра для детей, и возможность проявить свой талант. При этом требования к участникам во всех компетенциях по-настоящему профессиональны, наставникам-экспертам приходится непрерывно расти над собой в специальных умениях.

Деятельность педагогов-наставников, безусловно, относится к инновационной, я бы взяла на себя смелость предположить, что она находится на стыке появления новых предметов в школьном обучении детей. Чтобы быть готовыми к быстрым изменениям в образовании, нам очень важно расширять круг своих профессиональных интересов, быть ориентированными и на другие специальности помимо педагогических.

Елена КОЩЕЕВА, педагог-навигатор школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте