Раньше ученик часами сидел за уроками, рылся в словарях, решал задачи, подбирал литературу, посещал библиотеку, читал книги. Потом появилось «благое зло» – решебники. Им на смену пришли интернет-сайты, где выложены решения школьных задач, «образцовые» сочинения и лабораторные для «домашнего списывания».
Вспоминаю свои ученические годы. Библиотека для нас была царством знаний. Сюда любили приходить, радовались каждой только что вышедшей книге. Библиотекарь рассказывала о новинках, увлекая в мир человеческой мысли. Не только художественной, но и научно-популярной литературы тогда на всех не хватало, особенно для докладов, творческих работ и сочинений. Поэтому Нина Ивановна заботливо собирала для нас вырезки из газет и старых журналов, листочки отрывных календарей. Для каждого школьного занятия у нее имелась своя заветная папочка. Мы с удовольствием рылись в аккуратно сложенных пожелтевших листах, записывали интересные высказывания, стихи, рассказы о великих открытиях…
С тех пор прошло немало лет. Сегодняшние ученики – нечастые гости школьной библиотеки. Так, забегут изредка за учебниками или книгой очередного классика. Интернет заменил все – он и библиотека, и источник мыслей, и незаменимый помощник в школьных делах. Оно бы и ничего, только все меньше у учеников остается своих мыслей, развернутых и глубоких ответов, оригинально решенных задач. Одна из причин – легкая «добыча», которую они черпают из «контентного богатства» знакомых и малоизвестных сетевых ресурсов.
На эти мысли наводят ученические работы, сделанные не без помощи популярных интернет-страниц. Найти эти сайты несложно, стоит только набрать в поисковом сервере запрос «Готовые домашние задания», и откроется море информационных ссылок. Выберем одну из них и посмотрим, откуда берутся старательно оформленные примеры, задачи и сочинения, похожие друг на друга, как сиамские близнецы.
Возьмем первый попавшийся сайт ОТВЕТ.ru (www.otbet.ru). На главной странице помещена таблица, в ячейках которой – ссылки на готовые домашние задания по математике, физике, химии, русскому и английскому языкам. Тут же – сочинения по литературе. Правда, раздражают рекламные баннеры. Их столько, что хочется закрыть страницу сразу. Но раз попал в эту «кладовую», стоит посмотреть, что же именно здесь лежит.
Начнем с «Алгебры», которая первая в списке предметов. На странице – обложки учебников Ш.А.Алимова, А.Н.Колмогорова, А.Г.Мордковича, есть даже небезызвестный решебник к пособию для поступающих в вузы М.И.Сканави. Навигация очень простая: переходим к выбранному источнику и видим номера задач. Наугад нажимаем на номер. Дальше короткое, в одну строчку, решение задачи, а между ним… надоедливая реклама футболок и трусов.
Заходим в «Геометрию». Здесь только два учебника, по которым наверняка есть бумажные решебники, а значит, создателям сайта не составляет особого труда отсканировать страницы и вставить их в нужный раздел. Открываем задачу. Опять то же самое: рядом с конусом – «хит сезона»: яркое исподнее. Терпение улетучивается, раздражение повышается. Может, бросить этот унылый сёрфинг и попробовать самому решить задачу? Дай бог, чтобы наши ученики почаще испытывали похожие чувства во время просмотра электронных решебников!
Нет, раз уж взялся изучать повадки «добрых» помощников, стоит это дело довести до конца. Отправляемся в «Физику». Опять знакомые каждому преподавателю фамилии:
А.В.Перышкин, С.В.Родина, В.И.Лукашик. А дальше – новая серия баннеров. Знали бы в свое время авторы, где будут красоваться их фамилии, наверняка переключились бы на романы. На фоне уже совсем неприличной картинки – решение физической задачи.
Может быть, в «Химии» пристойнее? Посмотрим. Открываем «химический» решебник и вместо того, чтобы целиком сосредоточиться на задачах, думаем, что делать с баннером весьма недвусмысленного содержания. А ведь ресурс ориентирован на подростков…
Ну уж в «Русском языке», надо полагать, у устроителей сайта рука не поднимется поместить пошлые картинки! Ведь это же язык Тургенева и Чехова, наша национальная гордость! Увы… И здесь вперемешку с сочинениями – обнаженные тела. Рядом с Блоком – «секс до трех часов подряд». Гоголя и Толстого сопровождают «духи для соблазна».
Кто же этот ловкий невидимый хозяин, «заботливый дядя», помогающий нашим детям «грызть гранит науки»?! Неужели и его дети учатся на таких сайтах?! Попадет сюда подросток, одним кликом скачает сочинение, а потом переключится на что-нибудь более «интересное». Ни размышлений, ни анализа, ни композиции. Останется только переписать готовый текст и сдать учителю, а потом ждать хорошей оценки…
Как быть с подобными «доброжелателями», для которых дети – пушечное мясо в борьбе за клики, баннеры и деньги? Можем ли мы оградить учеников от посещения электронных решебников? Досадно, но в это верится с трудом! Что делать – равнодушно наблюдать или прикидываться, будто ничего не знаем?
Как это ни парадоксально звучит – изучать. Да, просматривать скучный виртуальный контент, противопоставляя ему свежесть мысли, творческое воображение, методическую культуру. К счастью, большинство наших детей больше верит учителям, нежели сомнительным «интернет-наставникам». А уж если попадется школьник, работа которого похожа на страницу решебника, опытный учитель знает, как поступить. Индивидуальная защита домашней работы? Почему бы и нет! Копните глубже, шире, задайте вопросы, вместе с ним вскройте проблему. И не только из учебника – из жизни, науки, практики!
Впрочем, имеет смысл действовать на опережение. Ведь всегда легче предупредить болезнь, чем лечить ее последствия. Посоветуйте детям предварительно проверенные сайты, информация которых способна дополнить урок, расширить кругозор, вызвать живой интерес. Ведь и таких ресурсов, к счастью, в Интернете намного больше! Важно только самому знать их…
Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования МГПУ
Комментарии