search
main
0

Готовьте с удовольствием!

Из «Книги о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии»

«Книга о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии» издана при участии абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1994 Михаила Нянковского, но «соавторов» у нее, как признается Андрей Иоффе, гораздо больше. Это участники и эксперты конкурсов «Учитель года», «Успешная школа» и «Я – гражданин России», наставники и друзья из «Учительской газеты», коллеги из Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ, его ученики и студенты…

Пройти мимо возможности издать столь полезную, «вкусную» и важную для педагогов книгу профессиональный союз не мог. Как посчитали в профсоюзе, она станет прекрасным подарком для образовательного сообщества в Год педагога и наставника.

«Книга вышла под логотипом КПД («Кухня Педагогической Деятельности»), – отмечает в предисловии к изданию председатель профсоюза Галина Меркулова. – Эта аббревиатура расшифровывается и как коэффициент полезного действия. Уверена, что у наших педагогов после внимательного прочтения книги процент полезной работы от работы затраченной вырастет в разы. Автор предлагает универсальную модель проектирования занятий, способы «оживить» процесс преподавания, а метафоры, которые встречаются на страницах, помогут в некоторых случаях лучше понять теоретические и абстрактные научные объяснения».

Счастливыми обладателями издания уже стали участники ВПШ профсоюза и конкурса «Педагоги года Москвы», финалисты Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»… А мы дарим избранные главы нашим читателям.

Андрей ИОФФЕ

 

Первая часть

Предвкушение

 

Глава III

От мероприятий к событиям в образовании

У каждого из нас есть свои воспоминания из жизни в системе образования – о детском саде, школе, профессиональном образовании, педагогической деятельности. Они могут быть радостными и печальными, веселыми и грустными, яркими и рутинными. Интересно, каких из них оказалось больше – позитивных или негативных? Именно поэтому в этой главе речь пойдет о восприятии занятий и результатов педагогических усилий в целом. С этой позиции можно выделить три возможных подхода к организации и проведению занятий, дав им краткую характеристику.

Событие – яркое и запоминающееся, творческое и фееричное, праздничное и необычное, уникальное и вдохновляющее, эмоциональное и насыщенное, совместное и продуктивное (процесс подготовки и проведения требует больших энергетических затрат, открытости к импровизации и внесению изменений по ходу разворачивания образовательного сюжета).

Действо (дело[1]) повседневное и программное, рабочее и деловое, стандартное и подготовленное, четкое и последовательное, качественное и соответствующее требованиям (в рамках повседневного профессионального функционирования педагога).

Мероприятие – формальное и отчетное, необходимое и рутинное, навязанное и ритуальное, механическое и скучное, правильное и установленное, «расписанное» и пафосное (в целом здесь речь идет о «галочном» подходе и принципе «провести и забыть», когда сам факт совершения требуемых руководством действий является достаточным основанием для положительной оценки).

В центре находятся обычные дела, составляющие основу образовательной практики, но из этого центра легко уйти в мероприятия или превратить их в события, что представлено на схеме 1.

Схема 1. Событийно-мероприятийно-деловой подход в образовании

 

ОСТОРОЖНО! Постоянно приходится встречаться с тем, что в выступлениях педагогов, ученых, преподавателей и руководителей слово «мероприятие» описывает все, что произошло и происходит. На фестивалях и конференциях, конкурсах и слетах постоянно присутствует указание на мероприятийность. Мало кто обращает внимание на очевидный смысл называемого таким словом действия: «принять меры», что обычно связано с ликвидацией проблемы, наказанием, срочным решением острого вопроса, предупреждением опасных последствий и т. п. Очень хочется, чтобы в образовании не только принимались меры (особенно в их карательной и экстренной составляющих). Выражения «событийные мероприятия» или «креативный подход в разработке мероприятий» представляются оксюмороном[2], хотя в чистом виде ни событий, ни дел, ни мероприятий нет – всегда есть пересечения и отголоски одного в другом. Вполне возможно наличие отдельных элементов событийности в повседневной рутине и текущих делах.

 

Мы обратимся к сравнению и сопоставлению полярных подходов – мероприятийного и событийного. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о стремлении превратить образование в поверхностное и бессодержательное веселье, когда развлечение заменяет обучение, а внешние эффекты становятся важнее эффективности. Смысл и суть остаются важными акцентами для понимания образовательного процесса, чтобы не получилось как в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «Кофе так и не сварился, а обрызгал всех и ушел, и произвел именно то самое, что было нужно, то есть подал повод к шуму и смеху и залил дорогой ковер и платье баронессы». В отечественной науке большое внимание событийности уделял М.М.Бахтин, который в своих работах обращал внимание на со-бытие, то есть совместное проживание чего-либо, ситуации общего грандиозного действа, учение – не обучение и не преподавание, а со-проектирование и со-причастность, соучастное мышление в противоположность без-участному[3].

Характеристики событийности по М.М.Бахтину даны в таблице 1. Принципы событийного подхода воплощаются:

– в организации систематической обратной связи (разные формы и механизмы – устные или письменные ответы, электронное общение, визуальные образы и т. п.);

– в умении соотносить личный взгляд и общее мнение (коллективная и индивидуальная рефлексия);

– в открытости позиции (в том числе в признании потенциала анализа ошибок для личностного развития);

– в разнообразии увлекательных форм и приемов (привлечение интереса и вовлечение обучающихся в мыслительный процесс);

– в уважительном отношении друг к другу (признании достоинства и права на автономность, педагогической деликатности и такте);

– в компактном использовании мотивационно-рефлексивных приемов (избегании затянутости, громоздкости и излишней сложности);

– в интеграционном характере занятия (нацеленности на единство процесса познания, проведении внутрикурсовых и межпредметных связей, использовании метапредметных подходов).

Вместе с тем стоит помнить, что высокая интенсивность ярких событий может приводить к усталости и девальвации их результатов, что является естественным ограничением для использования событийного подхода в образовании и при организации занятий.

 

БЫЛО ДЕЛО. Меня периодически спрашивают, как возникла мысль о связи преподавания с кулинарным искусством. Конечно, нет одной стартовой точки. Но истоки идеи помню хорошо. Однажды возвращался из командировки, все домашние были в отпуске, а в гости должна была приехать сестра. Летел в самолете и думал, что приготовить необычного, вкусного, непростого, чтобы для всех превратить встречу и в кулинарное событие. Случайно взгляд упал на короткий рецепт французского супа буйабес в бортовом журнале. Тут и совместились любовь к морепродуктам, положительное отношение к супу и интересное название. Рецепт был непростой (знатоки это подтвердят), но «охота пуще неволи». Нашлись силы и время, все получилось. А потом раз в год стал по традиции варить буйабес, но рецепт постоянно менялся, итог каждый раз был несколько иным, менялись оттенки вкуса, сохраняя основное. Постепенно появилась ассоциация с занятиями – не всегда они должны быть фееричными событиями, но надо давать себе такой шанс. И каждый раз стоит менять отработанный шаблон, находить дополнительные решения и получать удовольствие от процесса. Если на первых порах приготовление французского супа занимало не менее четырех часов, то дальше удавалось укладываться в час-полтора. Надеюсь, теперь связь кулинарного искусства и занятий становится понятнее.

 

Образовательные события подразумевают интенсивный визуальный контакт, успешное преодоление возникающих барьеров коммуникации, обращение внимания на обратную связь, поддержку личностной самореализации при уважении окружающих. Отбор содержания занятия (определения основных учебных материалов) отличается оригинальностью (новизной, выходом за пределы банальности), глубиной (расширением кругозора участников занятия), необычностью взгляда (новым ракурсом, учетом разных контекстов, оригинальностью позиции), актуальностью и доступностью для восприятия обучающимися. Таким образом, обеспечивается успешность образовательных действий в трех направлениях: в передаче информации (от отправителя), в освоении и понимании учебного материала (от получателя), в применении знаний и приобретении опыта (от организации и условий как средовых факторов).

При организации занятия событийный подход имеет следующие проявления:

– нацеленность на личностные открытия обучающихся (собственные мысли и идеи);

– продуцирование вопросов в процессе занятия, особое внимание к мотивации и поиску личностных смыслов познания;

– открытость образовательного пространства для поиска, сомнений и размышлений;

– возможность для импровизации и вариативности в проведении занятия.

 

ОСТОРОЖНО! Часто «красивые слова», сказанные с надрывом и чрезмерной жестикуляцией, и сводят к событийному подходу. Превосходные степени и уменьшительно-ласкательные слова могут привлечь внимание, но порой становятся вычурными и фальшивыми имитациями, попыткой подменить событийную содержательность внешними привлекательными «трендами». На это обращал внимание еще О. де Бальзак в «Утраченных иллюзиях»: «Она чересчур злоупотребляла превосходной степенью, и в ее речах незначительные вещи принимали чудовищные размеры. В ту пору она уже стала все типизировать, индивидуализировать, синтезировать, драматизировать, романтизировать, анализировать, поэтизировать, ангелизировать, неологизировать, трагедизировать, у нее была какая-то титаномания; что делать, приходится порой насиловать язык, чтобы изобразить новейшие причуды…».

 

Мероприятия не только связаны с внешними требованиями, но имеют определенное соотношение с масштабом личности педагога, о чем со вкусом говорили известные люди. Когда в образовательном процессе господствует мероприятийный подход? Когда нет целостности, происходит дробление процесса на множество разнонаправленных активностей, не позволяющих сложить общую картину. Формализм и косность (использование ритуальных слов «должен», «надо», «так принято»), жесткость и иллюзии, фальшивость и искусственность, подчинение и напыщенность, однозначность и шаблонность, отчетность и единообразие являются верными спутниками мероприятий, превращая их в «мертвое дело», где личность заменена винтиком, а форма господствует над смыслом.

 

ВКУСНЫЕ МЫСЛИ. Приведенные высказывания обращают внимание на то, что многое зависит от личности педагога, потому что самый интересный и яркий сценарий можно воплотить в серое действие, а из банального и шаблонного плана устроить незабываемое образовательное событие:

«Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза свою мрачную упорную деятельность» (Л.Н.Толстой. Война и мир. О Даву и Аракчееве).

«Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности» (Наполеон Бонапарт).

 

Мероприятийный образовательный подход проявляется в следующих моментах:

> акцент на запоминание основного содержания (конспектирование всего сказанного, переписывание текстов, передача информации для заучивания);

> формальная коммуникация безличного характера с подведением педагогом итогов и выводов (использование общих слов и абстрактных рассуждений, имеющих стандартный, а не конкретный характер);

> закрытый характер и полная завершенность;

> сценарная проработка занятия от первого шага до последнего.

 

Проведение мероприятий в показанной стилистике требует от педагога выполнения функциональных обязанностей с последующим отчетом и практически не связано с самореализацией личности в своих действиях и поступках.

Существует ряд внешних и внутренних факторов, вызывающих скуку на занятии: интеллектуальная составляющая – сложность (непонятность, запутанность, теоретизация, наукообразие); эмоциональная составляющая – неуважение (пренебрежение, высокомерие, критичность, агрессивность), организационная составляющая – запутанность (хаотичность, отсутствие целеполагания, нечеткость, нелогичность); оценочная составляющая – разрушительное критиканство, категоричность, навешивание ярлыков и безапелляционность оценочных суждений.

На ценностных сторонах двух рассматриваемых подходов находятся взаимозависимые противоположности: Зависимость – Свобода; Преклонение – Уважение; Исполнение – Миссия; Репродукция и следование – Вдохновение и удовольствие; Суммирующее (итоговое) оценивание – Формирующее (процессуальное и промежуточное) оценивание; Авторитарность – Демократизм; Тишина и «трясина» – Развивающий дискомфорт; Требование вышестоящих и обязанности – Ответ на вызовы и личная ответственность.

 

ПОЛЕЗНАЯ МУДРОСТЬ. В предлагаемой истории показано, что общие стандарты не всегда одинаково полезны как в образовании, так и в жизни в целом. Стремление найти «педагогические ножницы» и выровнять всех «по линейке» остается распространенным в образовании. Однажды король назначил Насреддина премьер-министром. Как-то, прогуливаясь по дворцу, Насреддин увидел королевского сокола. Никогда раньше ему не приходилось видеть такого странного голубя. Поэтому он принес ножницы и подрезал соколу когти, клюв и крылья. «Теперь ты выглядишь как приличная птица, – довольно сказал он. – Видимо, за тобой плохо ухаживали».

 

Такие противопоставления, однако, не отменяют наличие некоторых общих пересечений:

– использования ритуалов (в мероприятиях они существуют в виде набора догм, смысл которых непонятен исполнителям, а в событиях представляют собой значимые маяки и ориентиры, соединяющие прошлое и настоящее для выстраивания будущего);

– продуманной организации образовательного процесса (от целеполагания до дизайна);

– важности оценивания достигнутых результатов (в событиях это делается в том числе с использованием формирующего оценивания, а в мероприятиях – через жесткое суммирующее оценивание).

 

МЕТАФОРЫ И ОБРАЗЫ. Педагогическая ритуальность и рутинизация образовательных действий – автоматизм, который становится рутиной (в данном случае рутина не является ругательным словом, но похожа на приготовление еды из серии «фаст-фуд» – хорошо для перекуса, но про пользу стоит задуматься, а также и про безопасность; ритуалы часто без их гибкого сочетания с текущей ситуацией становятся бездумным следованием непонятному набору шагов – люди не понимают ни их назначения, ни логики действий). При использовании ритуалов важна договоренность, общее понимание их назначения и согласие с их значимостью (например, исполнение гимна может быть рутиной и вызывать желание скорее с этим закончить, а может становиться вдохновляющим действом, способствующим собранности, «эмоциональной настройке» и вдохновению). Блюдо, приготовленное без эмоций или «с отвращением», как правило, не будет хорошим и вкусным – тезис нуждается в дополнительном исследовании, но эмпирически он понятен. Ритуал может быть бессмысленной рутиной, но также и точкой «сборки внимания» или триггером для начала познавательной учебной деятельности. Ритуал – способ контроля (в хорошем и плохом смысле этого слова).

 

С пониманием закона единства и борьбы противоположностей, условности наличия резких границ и жестких рамок все-таки определим принципиальные различия, используя наименования «Мероприятийный образовательный регламент» (МОР) и «Событийный образовательный комплекс» (СОК) в таблице 3.

 

Общие выводы по подготовке занятия

Первая часть была посвящена предвкушению и пока только преддверию самих занятий. Но от самоопределения на данном этапе организации педагогической деятельности зависит будущий успех или гарантированность появления серьезных проблем. Умение контролировать процессы, но не быть «рабом планов», четко выстраивать целеполагание, но не становиться «заложником требований», создавать единое образовательное пространство занятия, но не загонять обучающихся в «единый строй и общие колонны» показывает гармоничное сочетание профессионального мастерства и педагогического искусства. Нередко при планировании занятий используют сценарный подход с подробным описанием хода занятия «по ролям». И возникают ситуации, когда педагог боится «оторваться от бумажки», читает и теряет контакт с обучающимися. Разработка занятия не всегда может делаться в форме сценария. Но всегда хорошо иметь тезисы, общий план, который становится «точкой опоры» для преподавателя на занятии, помогает видеть общую линию и помнить о стратегических задумках и тактическом исполнении.

 

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ. Рекомендую перед самими важными занятиями попробовать создать «Список важных дел», который поможет ответить на вопросы: «Что не забыть?», «Что важно?», «На что надо обратить особое внимание?», «Какие ресурсы помогут?» и другие. Главное – не забыть потом посмотреть в список. Но даже если в итоге забудете, то и после занятия можно заглянуть в составленный ранее список – будет еще один ресурс для самоанализа и рефлексии. Если честно, иногда мне было даже радостно, что что-то забыл и упустил – но в следующий раз я такие действия даже и не буду помещать в список дел на занятии.

 

Завершим эту часть условной формулой, которая поможет при приготовлении занятия выделить значимые фокусы и акценты, не забывая, что образование – это комплекс уникальных ситуаций, которые объединяют педагогическую деятельность и личностное становление ребенка в решении познавательных задач и приобретении умений и навыков, ценностей и опыта.

 

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ. При приготовлении занятия, определении его ключевых элементов, их наполнении содержанием, описании в виде плана, выборе стратегии педагогических действий с желанием не допустить его превращения в формальное и скучное мероприятие можно использовать следующий пример:

+ Опираться на целеполагание (не подчиняться ему и не игнорировать, постоянно соотноситься и при необходимости уточнять).

+ Взвешенно (количество), грамотно (качество) и адекватно (соответствующе ситуации и задачам) отобрать содержание.

+ Логично выстроить разворачивание сюжета.

+ Найти точные решения, чтобы вызвать интерес и «зацепить».

+ Продумать взаимодействие и виды активности с временными рамками и акцентами внимания.

+ Оценивать своевременно и точно.

+ Осознать произошедшее и получить обратную связь.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета

Продолжение следует

 

[1]    Здесь нельзя не упомянуть о концепции коллективных творческих дел, автором которой был известный педагог И.П.Иванов.

[2]    Оксюморон – сочетание противоречий, противоположных смыслов, присутствие вместе несочетаемого в повседневной жизни.

[3]    См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1986. – 445 с.; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура. – М. : Худож. лит., 1990. – 543 с.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте