search
main
0

Главное – совпасть

Привет старым добрым комедиям

На онлайн-платформе Premier стартовал комедийный скрин-лайф о буднях людей на самоизоляции «Окаянные дни», снятый по сценарию Семена Слепакова и Михаила Туханина. Надо сказать, его ждали с особым нетерпением, поскольку предыдущая работа авторов – сериал «Домашний арест» 2018 года – имела прямо-таки фантастический успех. Новый проект критиками оценен неоднозначно, однако публика довольна, ибо сделано профессионально и смешно, в традициях лучших советских комедий. Например, заставляет вспомнить «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

«Окаянные дни» представляют собой сборник новелл, первая из которых, «Счастливое окончание», снята режиссером Андреем Болтенко. Ее герой, ученый-энтомолог Виктор Николаевич Панаев (Никита Тарасов), нынешняя версия Василия Егоровича Кузякина, звонит жене Лене (Анна Михалкова) и сообщает в ужасе, что ночевать он домой не придет. Как и положено ученому и почти идеальному спутнику жизни, он в деталях объясняет, как умудрился попасть в квартиру 20‑летней Кристины, мастера тайского массажа (Ольга Виниченко). Его резюме: выбраться в ближайшие две недели из этого логова соблазна невозможно, что поделать – карантин. Как ответственный гражданин Панаев не может не выполнять предписаний медицинских работников, как хороший муж клянется своей Наде, то есть Лене, что между ним и юной мастерицей тайского массажа ничего такого не было.

У Лены нет соседки бабы Шуры, но можно выплакаться маме (Ольга Волкова) и с ней же поделиться подозрениями относительно верности или неверности супруга. «От твоего Вити исходит сексуальная апатия», – мама то ли хочет поддержать, то ли наоборот… Как бы то ни было, Лена успокаивается, быстренько организует сеанс видеосвязи с горе-мужем и с самого начала сообщает, что простила его. Однако тут же выясняется, что появился повод снова вытолкнуть Витю в поле опалы. Лена в бешенстве. Она готова мстить, и месть страшна, как говорил классик, зверь не может быть так артистически, так художественно жесток, как человек. Лена не кричит, как Надя, «Я твоим голубям бошки-то поотрубаю!», потому что голубей в этом сюжете нет. Но есть любимая Витей коллекция жуков, так что разъяренная женщина в прямом эфире бьет молотком по коробочкам с редкими экземплярами. «Только не степного толстуна!» – в отчаянии голосит Панаев. «А я хочу именно степного толстуна!» – вслед за этим его законная половина делает особенно мощный удар.

«Елена Владимировна, зачем он вам? У него ни денег, ни чувства юмора. А когда пукает, то кашляет, чтобы скрыть, но не совпадает», – это Кристина спустя несколько дней доверительно делится с Леной впечатлениями о Панаеве. «Зато он добрый», – растерянно произносит Лена, припоминая, что дома муж не маскирует кашлем работу кишечника. «Хо, у нас дворник Хафиз тоже добрый. Но зачем же замуж за него идти?» – молодое поколение отличается рациональным взглядом на жизнь. Однако Лена продолжает гнуть свою линию прямо в духе диалога Люды и Нади Кузякиных из той же меньшовской комедии, заканчивающегося философским: «Зато не пьет». Финал довольно неожиданный, но перед ним в кульминационном моменте Анна Михалкова порадует талантом перевоплощаться из доброй терпящей жены в темпераментную укротительницу скачущих коней и горящих изб.

Новелла «Вторая семья» Ирины Вилковой своеобразный вариант того, что случается, если жертвой супружеской измены становится Раиса Захаровна наших дней. Здесь по воле авторов женщина средних лет и специалист по международному праву Виктория (Юлия Топольницкая) случайно принимает видеозвонок, адресованный ее мужу Александру. На экране она лицезреет мило улыбающуюся девушку (Светлана Камынина) и слышит от той примерно следующее: «Здравствуйте, я ваша коллега, нет, я не юрист, а официантка в «Шоколаднице», а коллега, потому что я тоже жена Александра». Ну а дальше совсем замечательно: «Вы не такая уж и квашня, не мозгоедка, не Пиночет, как он говорит. И вовсе вы не поперек себя шире. Вы просто некрасивая».

Как это выдержать? Разумеется, надо отплатить всем примерно той же монетой, а то и звонче. Как и у меньшовской Раисы, у Виктории есть размах, так что скучно не будет, а под занавес так вообще феерия из-за некоторых, как выяснится, нестыковок. И если в первой серии можно еще задаваться вопросом: «А что, нельзя было просто позвонить жене по телефону?», то в этой части все пазлы подогнаны идеально.

Название альманаха отсылает к одноименному сборнику Ивана Алексеевича Бунина, рассказывающему о постреволюционных событиях 1918-1920 годов, что понятно: сериал – это тоже своего рода дневниковые заметки очевидца. Предположу, что выбор этот обусловлен и тем, что слово «дни» неплохо рифмуется с лексемой «фигни», такое созвучие использует Семен Слепаков в заглавном треке собственного сочинения.

Как уже было отмечено выше, сериал вызвал разные чувства. Кто-то решил сравнить его с тем же «Домашним арестом», сделанным в не ограничивающих творчество условиях фильмом на злобу дня, и был несколько разочарован. Кто-то сопоставил с другими скрин-лайфами о самоизоляции и решил, что это лучшее в жанре и к этому стоит возвращаться и потом. А кто-то кратко определил, что неплохо, но на раз, как говорится, посмотрели и за­были.

На мой взгляд, ценность этого проекта и в глубине, которая куда больше, чем предполагает такой вид комедии, и в скорости его производства, и в наличии настоящих человеческих конфликтов, на которые мы раньше, возможно, просто не хотели обращать внимания. «Окаянные дни» заставляют задуматься, что в нашей жизни важнее – ошибки, поверхностный взгляд или все-таки совпадение в больших чувствах.

Жаннат ИДРИСОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте