search
main
0

Главное – чувство сотрудничества. Смотри на меня как на равного!

Сегодня в России существуют восемь видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где дети находятся в зависимости от нарушений состояния здоровья. Чтобы попасть в такие школы и интернаты, дети проходят через «сито» психолого-медико-педагогических комиссий. Поэтому именно эти структуры наиболее точно могут сказать, сколько обделенных здоровьем маленьких россиян сегодня живут в нашей стране и какие условия необходимы для их развития и дальнейшей социализации.

В Чувашии с 1993 года работают три постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии. С председателем одной из них – республиканской – Евгенией Осиповой мы и ведем разговор о детях с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, Евгения Юрьевна возглавляет Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

– В Чувашии около шести тысяч детей-инвалидов. И в республике есть специальные (коррекционные) образовательные учреждения всех видов, причем некоторые имеют опыт работы более полувека.

По данным мониторинга психолого-медико-педагогических комиссий, за прошедший учебный год в нашей республике более трех с половиной тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, прошедших через систему ПМПК. 60 процентов из них обучаются и воспитываются в специальных образовательных учреждениях. Остальные в силу ряда причин посещают массовые образовательные учреждения, поэтому актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения их в условиях интеграции, обучение по индивидуальным специальным (коррекционным) образовательным программам.

С января 2007 года на базе школы №59 города Чебоксары реализуется республиканский проект по апробации модели «Школа надомного обучения: дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях частичной интеграции».

Его целью является создание тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции.

Проект рассчитан на четыре года. И мы уже многое сделали. Сейчас в надомной школе 20 ребят разного возраста с разными образовательными потребностями, но все они выбрали дистанционную модель обучения. Педагоги прошли повышение квалификации по программам «Основы дистанционного образования», «Основы специальной педагогики и психологии». Утвержден учебный план по индивидуальной форме обучения, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, и вместо 10-12 часов, положенных детям-надомникам, он предусматривает от 12 до 20 в зависимости от возраста. В рамках республиканской благотворительной акции «Компьютер – ребенку инвалиду» участникам проекта установлены новые компьютеры. Были необходимы занятия по компьютерной грамотности, и в нашем центре их проводил один из родителей – Дмитрий Крюков. Встречи проходили в вечернее время, и эта совместная учеба сплачивала не только детей и родителей, но всю взрослую команду.

Что касается модели дистанционного образования для детей-инвалидов, то подобные школы уже существуют, например, в Москве. С i-Школой – центр образования «Технологии обучения» мы сотрудничаем и даже были несколько раз в гостях.

Несомненно, интеграция специального и массового образования еще сложна и потому, что не только педагоги должны быть готовы, хотя это в первую очередь, но еще и сами здоровые сверстники детей-инвалидов, чтобы последние не чувствовали себя изгоями. В этом случае главное – не чувство жалости вызвать, а чувство сотрудничества. Для этого очень подходят программы по толерантности, которыми у нас в республике хорошо владеют педагоги-психологи.

И еще одно новое дело – открытие уже в этом учебном году по итогам первой четверти 1-го класса для детей с задержкой психического развития в чебоксарской школе №19 с обязательным психолого-педагогическим сопровождением с целью полного включения детей с особыми потребностями в образовательную среду.

Безусловно, для создания равных образовательных условий детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы инновационные изменения, но, наверное, самое главное – стремление к позитивным изменениям, креативность и вера в успех!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте