Цель: познакомить учащихся с историей Российской Конституции; учить работать самостоятельно с документами; историческими свидетельствами; развивать навык самостоятельного анализа фактов и документов; воспитывать чувство ответственности за общее дело; способствовать творческому развитию учащихся.
Оборудование: тексты Конституций разных лет, исторические документы разных эпох, бумага, маркеры, исторические атрибуты, материалы для оформления, проигрыватель, пластинки с записями речей политических деятелей.
Участники: 4 команды по 5 человек.
Ход игры
1. Подготовительный этап
На предыдущих 2-3 занятиях учащиеся знакомятся с современной Российской Конституцией, ее положениями. Проводится акция «Моя Конституция» – рисование статей Конституции. Можно разделить ребят на команды заранее и предложить почитать исторические материалы, отражающие заданное время, а также и сами тексты Конституций.
2. Постановка целей и задач занятия
Сегодня мы отмечаем день рождения Российской Конституции. На последних занятиях мы с вами знакомились с ее положениями, особо обращая внимание на права и обязанности граждан.
А сейчас я предлагаю вам совершить экскурс в прошлое Российской Конституции. За последние 85 лет в России были приняты 5 Конституций: 1918-го, 1924-го, 1936-го, 1977-го, 1993 годов. Невольно возникает вопрос, почему в нашей стране так часто меняются Конституции, с чем это связано?
Каждая команда в качестве домашнего задания получила задание познакомиться с текстом Конституции и с тем временем, о котором они будут рассказывать.
На доске записаны два вопроса, к концу занятия попробуем дать на них ответ.
1. Почему в России так часто меняются Конституции?
2. Какая она, наша Конституция?
– А сейчас командам предоставляется 30-40 минут для того, чтобы отразить на листе ватмана основные положения, свои замечания об одной из Конституций.
3. Работа в малых группах
Участники работают с материалами. Учитель выполняет роль консультанта. Для удобства возможно предоставить каждой команде разные помещения. Время работы зависит от подготовленности участников – от 30 до 60 минут.
4. Выступления команд
Перед выступлением каждой команды участникам предоставляется возможность послушать в записи речь лидера того времени.
Команды выступают в хронологическом порядке.
5. Подведение итогов
Последняя команда, представляющая современную Конституцию, задает вопрос всем участникам и предлагает ответ крупно написать на листочке бумаги фломастером.
Какая она, наша Конституция? (Подобрать эпитеты).
Листочки вывешиваются на доску, и обобщается полученная картина.
Наш президент сказал: «Научиться жить по Конституции – главная задача российских граждан на сегодня». А учиться нужно начинать как можно раньше.
Приложение
Задание командам
1. Постарайтесь определить задачи, которые ставило государство, принимая новую Конституцию.
2. Укажите особенности новой Конституции.
3. Особое внимание обратите на права и обязанности граждан, установленные новой Конституцией.
4. Соотнесите эти права и обязанности с сегодняшним днем.
5. Попробуйте изобразить свои выводы в виде схемы, рисунка, графика и приготовьтесь изложить свою позицию.
Результаты, полученные в процессе игры. Эпитеты, определяющие современную Конституцию
Демократическая 5 чел.
Правовая 3 чел.
Разносторонняя 4 чел.
Усовершенствованная 3 чел.
Уникальная 2 чел.
Свободная 3 чел.
Особая 1 чел.
Всеми признанная 1 чел.
Справедливая 2 чел.
Всесторонняя 1 чел.
Современная 2 чел.
Независимая 1 чел.
Невыполняемая 5 чел.
Неопределенная 1 чел.
Несовершенная 1 чел.
Несправедливая 1 чел.
Педагогические выводы
На занятии рассмотрен очень объемный материал, достаточно сложный для преподавания и освоения учащимися. Ознакомление с материалом происходит через своих одноклассников. Каждая команда подробно знакомится лишь с одной Конституцией, при этом большое значение для развития учащихся имеет их знакомство с эпохой той Конституции. Листая документы, слушая записи речей, видя атрибуты тех лет, ребята ощущают особенности того времени, чувствуют себя в роли исследователей, путешественников, попавших в прошлое. И уже пропустив через себя изученные материалы в сжатом виде, на понятном для одноклассников языке они доносят особенности той Конституции, которую они изучали.
Для того чтобы представить своим одноклассникам материал, очень объемный и сложный, ребятам пришлось немало потрудиться. Они творчески подошли к этому процессу и совершенно в разных формах представили свои выводы.
Подобная форма носит не только информационный характер, но и аналитический. Учащиеся не только представили итоги самостоятельного изучения Конституции, но и критически подошли к их содержанию. При сопоставлении Конституции прошлых лет с современной были отмечены положительные моменты сегодняшней Конституции. Однако когда учащимся было предложено подобрать эпитеты, характеризующие современную Конституцию, то, как мы видим в приложении, часть этих эпитетов носит критический характер. Следовательно, ребята не просто воспринимают реальность, но и желают ее улучшить, усовершенствовать.
Достаточно продолжительная работа в группах над одними и теми же материалами и текстами сплотила команды, и в процессе этой длительной работы каждый участник группы проявил себя. Одни изучали материалы, углубляясь в историю, другие готовили краткое резюме Конституции, оформляя его творчески, а третьи изъявили желание представить результаты работы на суд всей аудитории.
К игре были подключены студенты, но они оказались в игре на этапе оформления полученных результатов. И было приятно наблюдать, как школьники подчас более эрудированны в своей области, они спорят со студентами, аргументируют свои убеждения, обращаясь к тексту Конституции.
Ирина МИЗЕВА, учитель граждановедения, Свердловская область
Комментарии