search
main
0

Главная и всеобщая задача. Мы и Конституция. Игра-диспут

Цель: познакомить учащихся с историей Российской Конституции; учить работать самостоятельно с документами; историческими свидетельствами; развивать навык самостоятельного анализа фактов и документов; воспитывать чувство ответственности за общее дело; способствовать творческому развитию учащихся.

Оборудование: тексты Конституций разных лет, исторические документы разных эпох, бумага, маркеры, исторические атрибуты, материалы для оформления, проигрыватель, пластинки с записями речей политических деятелей.

Участники: 4 команды по 5 человек.

Ход игры

1. Подготовительный этап

На предыдущих 2-3 занятиях учащиеся знакомятся с современной Российской Конституцией, ее положениями. Проводится акция «Моя Конституция» – рисование статей Конституции. Можно разделить ребят на команды заранее и предложить почитать исторические материалы, отражающие заданное время, а также и сами тексты Конституций.

2. Постановка целей и задач занятия

Сегодня мы отмечаем день рождения Российской Конституции. На последних занятиях мы с вами знакомились с ее положениями, особо обращая внимание на права и обязанности граждан.

А сейчас я предлагаю вам совершить экскурс в прошлое Российской Конституции. За последние 85 лет в России были приняты 5 Конституций: 1918-го, 1924-го, 1936-го, 1977-го, 1993 годов. Невольно возникает вопрос, почему в нашей стране так часто меняются Конституции, с чем это связано?

Каждая команда в качестве домашнего задания получила задание познакомиться с текстом Конституции и с тем временем, о котором они будут рассказывать.

На доске записаны два вопроса, к концу занятия попробуем дать на них ответ.

1. Почему в России так часто меняются Конституции?

2. Какая она, наша Конституция?

– А сейчас командам предоставляется 30-40 минут для того, чтобы отразить на листе ватмана основные положения, свои замечания об одной из Конституций.

3. Работа в малых группах

Участники работают с материалами. Учитель выполняет роль консультанта. Для удобства возможно предоставить каждой команде разные помещения. Время работы зависит от подготовленности участников – от 30 до 60 минут.

4. Выступления команд

Перед выступлением каждой команды участникам предоставляется возможность послушать в записи речь лидера того времени.

Команды выступают в хронологическом порядке.

5. Подведение итогов

Последняя команда, представляющая современную Конституцию, задает вопрос всем участникам и предлагает ответ крупно написать на листочке бумаги фломастером.

Какая она, наша Конституция? (Подобрать эпитеты).

Листочки вывешиваются на доску, и обобщается полученная картина.

Наш президент сказал: «Научиться жить по Конституции – главная задача российских граждан на сегодня». А учиться нужно начинать как можно раньше.

Приложение

Задание командам

1. Постарайтесь определить задачи, которые ставило государство, принимая новую Конституцию.

2. Укажите особенности новой Конституции.

3. Особое внимание обратите на права и обязанности граждан, установленные новой Конституцией.

4. Соотнесите эти права и обязанности с сегодняшним днем.

5. Попробуйте изобразить свои выводы в виде схемы, рисунка, графика и приготовьтесь изложить свою позицию.

Результаты, полученные в процессе игры. Эпитеты, определяющие современную Конституцию

Демократическая 5 чел.

Правовая 3 чел.

Разносторонняя 4 чел.

Усовершенствованная 3 чел.

Уникальная 2 чел.

Свободная 3 чел.

Особая 1 чел.

Всеми признанная 1 чел.

Справедливая 2 чел.

Всесторонняя 1 чел.

Современная 2 чел.

Независимая 1 чел.

Невыполняемая 5 чел.

Неопределенная 1 чел.

Несовершенная 1 чел.

Несправедливая 1 чел.

Педагогические выводы

На занятии рассмотрен очень объемный материал, достаточно сложный для преподавания и освоения учащимися. Ознакомление с материалом происходит через своих одноклассников. Каждая команда подробно знакомится лишь с одной Конституцией, при этом большое значение для развития учащихся имеет их знакомство с эпохой той Конституции. Листая документы, слушая записи речей, видя атрибуты тех лет, ребята ощущают особенности того времени, чувствуют себя в роли исследователей, путешественников, попавших в прошлое. И уже пропустив через себя изученные материалы в сжатом виде, на понятном для одноклассников языке они доносят особенности той Конституции, которую они изучали.

Для того чтобы представить своим одноклассникам материал, очень объемный и сложный, ребятам пришлось немало потрудиться. Они творчески подошли к этому процессу и совершенно в разных формах представили свои выводы.

Подобная форма носит не только информационный характер, но и аналитический. Учащиеся не только представили итоги самостоятельного изучения Конституции, но и критически подошли к их содержанию. При сопоставлении Конституции прошлых лет с современной были отмечены положительные моменты сегодняшней Конституции. Однако когда учащимся было предложено подобрать эпитеты, характеризующие современную Конституцию, то, как мы видим в приложении, часть этих эпитетов носит критический характер. Следовательно, ребята не просто воспринимают реальность, но и желают ее улучшить, усовершенствовать.

Достаточно продолжительная работа в группах над одними и теми же материалами и текстами сплотила команды, и в процессе этой длительной работы каждый участник группы проявил себя. Одни изучали материалы, углубляясь в историю, другие готовили краткое резюме Конституции, оформляя его творчески, а третьи изъявили желание представить результаты работы на суд всей аудитории.

К игре были подключены студенты, но они оказались в игре на этапе оформления полученных результатов. И было приятно наблюдать, как школьники подчас более эрудированны в своей области, они спорят со студентами, аргументируют свои убеждения, обращаясь к тексту Конституции.

Ирина МИЗЕВА, учитель граждановедения, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте