Судьбы разные, а предназначение одно
Царствование Екатерины II составило новую эпоху в истории русского просвещения. Деятельность императрицы-философа последней четверти ХVIII столетия подготовила почву для реформ в Российском государстве. Век просвещения сделал свое дело: задачи общего образования были выдвинуты на первый план, и они считались таким же важным делом для государства, как и для церкви. Светская власть начинала оказывать мощную поддержку просветительским идеям. В своих дневниках и письмах Екатерина II уделяла большое внимание просвещению и воспитанию, “дабы не науки токмо и художеству умножить в народе, но и вкоренить в сердца добронравие”. Это соответствовало задачам русского просвещения: готовить в школе не только работника, но “человека и гражданина”.
“Дней Александровых прекрасное начало”, говоря словами Пушкина, было положено 11 марта 1801 года дворцовым переворотом. Большим событием, оказавшим влияние на дальнейшую жизнь России, стала реформа образования в стране. Александр I впервые сосредоточил управление народным просвещением в самостоятельном ведомстве. Светское образование отделилось от религиозно-нравственного. В России пришли к выводу, что нужно развивать две самостоятельные и одинаково важные области – образование общее и профессиональное – и необходимо соблюдать преемственность всех ступеней образования. На протяжении двухсот лет этим занималось Министерство образования. За его историю сменилось 46 министров. У каждого был свой путь к министерскому креслу. Одни были военными, другие – светилами наук, третьи – политиками, чьими-то ставленниками… Кто-то творил на ниве просвещения более десяти лет, а кто-то – несколько месяцев, кому-то удалось многое, кому-то – самая малость. Их деятельность оценивается неоднозначно, личности зачастую противоречивы. И все же каждый из них внес свою лепту в дело просвещения народа, вхождения России в европейское образовательное пространство, хотя на этом пути было немало препятствий. Галерею российских министров просвещения мы представляем в этом номере.
Граф Петр Васильевич Завадовский
Действительный статский советник, сенатор, член Государственного совета, он первый занял пост министра народного просвещения в сентябре 1802 года. При нем было открыто много приходских училищ, учреждены учебные округа, в селах появились народные школы, в уездах – уездные училища, в губернских городах – гимназии. В 1804 году открылись университеты в Харькове, Казани и Дерпте (Юрьеве), Вильне. Кроме этого, для подготовки учителей в Петербурге был учрежден Главный педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет. В круг обязанностей министра, помимо руководства Академией наук, университетами, училищами и другими учреждениями просвещения, входила цензура (до Александра I она подчинялась полицейскому ведомству, затем – министр просвещения, а спустя 60 лет вновь была передана полиции). В ведении Завадовского были издательства, народные библиотеки и музеи.
Граф Алексей Кириллович Разумовский
Назначенный в апреле 1810 года министром народного просвещения, граф Разумовский не изменял общего направления деятельности своего ведомства. При нем стали открываться лицеи, в том числе и знаменитый Царскосельский (1811 год), в котором в разное время учились А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, а также некоторые будущие министры просвещения. Будучи до назначения министром членом масонской ложи, Разумовский попал под влияние иезуитов, и в первую очередь графа Жозефа де Мэстра. Он “буквально диктовал, чему должно учить русских”. По указанию Мэстра из программы лицея были исключены греческий язык, археология, естественная история, астрономия, химия и история философских систем. После Отечественной войны усилилось наступление на печать и духовную свободу личности, из университетов начали увольняться либерально мыслящие профессора. Министр ввел новые цензурные ограничения. Однако недоверие правительства к иезуитам заставило Разумовского просить отставки, которая и была ему дана в 1816 году.
Комментарии