search
main
0

Философ учит математике Система лицензирования иногда дает сбои

Редкий филиал вуза не мечтает стать самостоятельным институтом, университетом, академией. Однако подобные случаи настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам.
основном автономности добиваются филиалы очень высокого уровня, созданные еще в советские времена. И когда Правительство РФ принимает решение о переквалификации филиала в государственный вуз, для специалистов Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства образования это событие. Ведь чаще им приходится реагировать на жалобы о некачественном образовании.
– О нарушениях нам сообщают по-разному: приходят письма из налоговых органов, МВД, прокуратуры, антимонопольного комитета, управлений образования. Обращаются недовольные студенты, родители и даже преподаватели, которые привыкли работать качественно, которые ценят свой труд и знания учащихся, – прокомментировала ситуацию главный специалист Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства образования РФ Наталья Батищева.
По поступившим сигналам управление проводит плановые проверки, подключает к этой работе органы управления образованием субъектов РФ, когда выясняется, что филиал работает, а лицензию ему никто не давал. Если суммировать все жалобы и результаты выборочных проверок специалистов Минобразования и субъектов Федерации, получится список наиболее частых нарушений высших учебных заведений и их филиалов.
Так, ученые советы вузов часто не определяют контрольные цифры приема студентов на первый курс высшего учебного заведения для обучения в филиале за счет средств федерального бюджета. Нередко происходит частичная и даже полная смена помещений, используемых для организации образовательного процесса, без информирования министерства. При определении направления и порядка использования финансовых средств, полученных за счет бюджета и иных источников, большая их доля поступает в базовый вуз, что не позволяет филиалу эффективно функционировать и развиваться, в том числе иметь профессорско-преподавательский состав, работающий на штатной основе. Потому-то в филиалах к преподаванию привлекаются люди, базовое образование которых не соответствует преподаваемой дисциплине, а лабораторная база, библиотечный фонд и другие информационные ресурсы не пополняются и не обновляются.
– И все-таки нарушений стало меньше, – говорит Наталья Батищева. – По сравнению с началом 90-х годов, когда система лицензирования только начинала работать, а новые учебные заведения появлялись, как грибы после дождя, сейчас лицензию получить сложно. Филиалы должны работать так же, как государственные вузы, должны иметь такую же материальную базу и, что самое главное, давать качественное образование.
А с последним нынче проблема. И одно Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства образования РФ не может уследить, где студентов действительно учат, а где обманывают. Поэтому с рядом органов управления образованием субъектов РФ министерство заключило соглашение о взаимодействии: контроль за соблюдением вузами и их филиалами лицензионных требований и условий должен проводиться совместно.

Джамиля САЙРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте