search
main
0

Если хочешь быть здоров – закаляйся Конспект теоретического занятия по физической культуре

Известно, что человек может переносить значительные колебания температуры воздуха (от -80 до +50 градусов и даже выше). Но вот что случилось в январе 1780 года. В Петербурге температура воздуха опустилась до -43 градусов. Ночью резко потеплело, и она повысилась до +6 градусов. И, несмотря на потепление, именно в эту ночь у 40000 человек возникли простудные заболевания.

Угроза для организма человека заключается в колебаниях температуры. Еще Гиппократ писал: “Перемены времен года и большие перемены тепла и холода больше всего рождают болезни”. А спустя 600 лет врач Гален сделал существенное добавление: “Ни одна причина не может вызвать заболевания, если налицо нет восприимчивости организма”.
Есть ли эффективные средства, способные помочь нашему организму? Существует мнение, что лекарственные средства только снимают наиболее тяжелые симптомы заболевания, имеет смысл крылатая фраза: “Если насморк лечить, он проходит через три недели, если не лечить – через 21 день”. Жизненный опыт и мнения ученых свидетельствуют о наличии нелекарственного средства профилактики простудных заболеваний – закаливания. В этой связи уместно вспомнить слова В. Шекспира: “Лекарство наше часто в нас самих лежит, а мы его на небе ищем”. Важно добавить, что “эффект закаленности” и “эффект физической тренированности” во многих отношениях дополняют друг друга.
Мы знаем, что животные в зависимости от способности регулировать температуру тела делятся на теплокровных и холоднокровных. Поддержание температуры своего тела на относительно постоянном уровне увеличивает способность к выживанию, так как создает условия формирования системы гомеостаза и совершенствования центральной нервной системы. О значении стабилизации жизненно важных функций организма можно привести высказывание французского физиолога К. Бернара: “Постоянство внутренней среды есть условие свободного существования”. Его последователь Дж. Баркрофт подчеркнул: “Ожидать высокого развития интеллекта в среде, свойства которой не стабилизированы, все равно что искать рисунок волн на поверхности Атлантики во время шторма”.
Постоянство температуры тела создает условия для эффективного протекания обменных реакций. Это важно, так как основу жизни составляет обмен веществ. Средняя температура тела, определяемая в подмышечной впадине, составляет 36,3-37 градусов. Потеря сознания происходит при температуре выше 42 и ниже 30 градусов. При температуре выше 43-44 и ниже 27-24 градусов прекращается кровообращение и наступает смерть.
Сохранение постоянства температуры тела обеспечивается физиологической системой механизмов термостабильного состояния (терморегуляции). Следует отметить, что многие системы организма имеют свои органы (пищеварительная, сердечно-сосудистая и т.д.). Система же терморегуляции использует практически все другие системы, а значит, и воздействует на них.
Рассмотрим механизмы термостабильного состояния.
1. Регуляция.
Тепло регулируется нервным и гуморальными путями. Терморецепторы воспринимают изменение температуры, которое передается нервным центрам. Нервные импульсы, идущие от них, влияют на работу желез внутренней секреции, выделение гормонов изменяет течение обменных реакций, и тем самым регулируется теплообразование.
Наряду с этим происходит рефлекторное изменение тонуса кожных сосудов. Они сужаются или расширяются. В результате изменяется кровообращение.
Большую роль играет и образование условных рефлексов (у “моржей”, спортсменов и др.).
2.Теплообразование (химические процессы).
В ходе химических реакций окисления высвобождается энергия. Причем часть ее рассеивается в виде тепла, а другая аккумулируется в форме энергии фосфатных связей (например, АТФ). В зависимости от изменения условий происходит уменьшение или увеличение соотношения этих частей.
Наибольшее количество тепла образуется при мышечной активности. Так, при слабом охлаждении повышается мышечный тонус, что может увеличить образование тепла на 40-45%. Если охлаждение усиливается, появляется мышечная дрожь, при которой теплообразование повышается на 200-400%. Но физические упражнения увеличивают теплообразование в 15-20 раз! Следует вспомнить народную сказку “Два мороза” про мужика и барина.
3. Теплоотдача (физические явления).
Физическая терморегуляция играет более существенную роль, чем химическая, в обеспечении постоянства температуры тела. Если бы не было теплоотдачи, то через несколько минут температура тела повысилась бы до 800.
Главным механизмом является изменение кровоснабжения отдельных частей тела. Кровь, протекая через участки тела, нагревает или охлаждает их. Организм борется за постоянство температуры “ядра”.
При мышечной деятельности важную роль играет испарение пота, как с поверхности кожи, так и с поверхности легких (дыхание лыжника).
Рассмотрев механизмы термостабильного состояния, мы можем сделать вывод, что тренировка этих сложных механизмов составляет сущность закаливания. “Человеческий организм, – писал И.П.Павлов, – есть высочайшей степени саморегулирующая система”. Одним из важнейших видов саморегуляции организма является сохранение его постоянной внутренней температуры независимо от изменений температуры внешней среды.
Для углубления понимания учебного материала рассмотрим вопросы.
1. Отличается ли температура тела у людей разного возраста?
У детей температура в норме несколько выше, чем у стариков, так как у детей интенсивнее окислительные процессы, необходимые для роста (у детей 37 – 37,3, а у стариков – 35,5 – 36,5). В раннем возрасте отмечается большая неустойчивость температуры тела. У пожилых людей позднее начинается потоотделение, температура тела медленнее возвращается к норме.
2. Почему при одинаковой температуре вода кажется холоднее воздуха?
Потому что теплоемкость и теплопроводность воды значительно выше, чем воздуха. Ощущение безразличия температуры на воздухе возникает при 22 градусах, а в воде – при 33 градусах.
3. Какое закаливание эффективнее: холодом или теплом?
Так как рецепторов на холод у человека в 10-14 раз больше, чем на тепло, то воздействие холодом сильнее. Но это не снижает значения форм закаливания с использованием теплового эффекта.
4. Улучшают ли терморегуляцию тренировки? Что дает разминка?
Тренировочные нагрузки служат стимулом для развития приспособительных (адаптационных) реакций. В результате систематических занятий совершенствуется терморегуляция: снижается теплопродукция, улучшается способность к теплопотерям за счет повышения потообразования. На холодовое воздействие организм тренированных людей отвечает большим усилением теплопродукции и меньшим снижением кожной температуры. При разминке повышение температуры тела (вследствие опережения теплообразования механизмов теплоотдачи) способствует лучшему вырабатыванию организма.
5. Изменяется ли температура кожи при курении?
Так как при курении уменьшается поглощение кислорода легкими, то температура тела снижается. Учеными установлено, что выкуривание одной сигареты при глубокой затяжке вызывает понижение температуры кончиков пальцев на 2 – 7 градусов, а температура кожи тела в среднем на 0,1 – 0,3 градуса.
6. Где холоднее при одинаковой температуре: на улице или в будке?
С самого рождения у человека вырабатывается условный рефлекс на комфортные условия в замкнутом пространстве (помещении). Поэтому в будке нам будет казаться холоднее, чем на улице, так как наши защитные силы в помещении работают не так эффективно.
В эффективности процесса закаливания огромную роль играет наш психологический настрой, заинтересованность. Известно, что в экстремальных ситуациях человек менее подвержен простудным заболеваниям. Например, во время войны преодоление в холодных условиях водных преград не вызывало отрицательных последствий. А непринужденная беседа с приятелем на перекрестке при расставании может закончиться насморком. В первую мировую войну заболеваемость ангиной в немецкой армии составила 19,4%. В гарнизонах же, находящихся вдали от передовых, где условия, несомненно, лучше, она составила 40%.
Рассмотрим принципы закаливания:
– адекватность (соответствие силы закаливающего фактора и способности организма положительно реагировать на этот фактор);
– постепенность (интенсивность закаливающего действия должна нарастать постепенно);
– систематичность (организм быстро теряет адаптацию к закаливающим факторам, и поэтому их действие должно быть систематичным).
Виды закаливания:
– пассивное и активное (влияние климата, профессии носит случайный характер и не дозируется, поэтому это пассивное закаливание, а искусственно создаваемое закаливание – активное);
– общее и местное (отличаются воздействием на поверхность тела).
Средства закаливания:
– солнце (инфракрасные лучи обладают тепловым эффектом, ультрафиолетовые – бактерицидным, а также активизируют деятельность желез внутренней секреции, витаминов, увеличивают устойчивость к заболеваниям, повышают умственную и физическую работоспособность, прочность костной ткани, предотвращают разрушение зубной эмали);
– воздух (воздушные ванны повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение, обмен веществ и увеличивают сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Необходимо учитывать температуру, влажность, скорость движения воздуха);
– вода (эффект воздействия зависит от температуры, скорости течения, минерального состава).
Формы организации закаливания.
Вышеописанные средства и виды закаливания можно использовать в разнообразных формах (солнечные или воздушные ванны, обтирание, обливание, купание, хождение босиком, бани, изменение температурного режима помещений, регулирование свойств одежды, полоскание горла, контрастные ножные ванны и многое другое).
Выбор этих форм зависит и от вида двигательной активности, который вы используете. Так, при занятиях на открытом воздухе “холодноуязвимыми” являются верхние дыхательные пути, поэтому целесообразны закаливание носоглотки, а также контрастные ножные ванны. Для тех, кто занимается в закрытых помещениях, целесообразны воздушные ванны на улице, обтирание, обливание.
В завершение давайте проникнемся мыслью А. Гумбольдта: “Со временем многие болезни будут расцениваться как следствие бескультурья, отсталости, и потому болеть будет считаться позорным”.
Евгений РОДИОНОВ,
автор учебного комплекта “Физическая культура”
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте