search
main
0

Эпоха развитого педоцентризма Роль личности учителя в образовательном процессе

Вот уже целое десятилетие общество говорит о личностно-ориентированной педагогике как о магистральном пути передачи социального опыта в ХХI веке. Новые учебные программы, современные педагогические технологии опираются на личность ребенка, видя в ней и главную цель, и основное условие образования. Объявлена эпоха педоцентризма.

Педагогика, сориентированная на развитие индивидуальности и социализации неповторимости, точнее всего отражает еще неосознанный запрос времени на людей нестандартных и оригинальных. Только такая личность сможет самостоятельно реализоваться и организовать успех на арене ХХI века. Цель ясна, и обозначены пути ее достижения: психологическое обеспечение дидактического процесса, индивидуальный педагогический подход, гуманизация содержания образования, вариативность учебного пространства и др.
Однако любая система эффективно работает только при условии целостности ее компонентов, а ее-то и нет! Вся история внедрения новаторского опыта в реальные учебные заведения показывает пробелы педоцентрической модели. И главный недочет, на мой взгляд, в недооценке роли личности педагога в системе личностно-ориентированного образования.
Так, одна из новейших в России педтехнологий обучения – педмастерские – настолько последовательно педоцентрична, что превратила учителя из бога преподавания в безликого бога-отца, или бесплатного бога – святого духа. Выдвигая на первый план интересы и направленность личности ребенка, педагог уходит в тень. Такой прием объясняется необходимостью свободы детского мышления, активизации фантазии и даже чистотой внутреннего диалога, но все объяснения выглядят надуманными и неточными.
Во-первых, личностный рост невозможен вне общения. Мышление, фантазии и внутренний диалог – вторичные продукты общения с реальностью, книгами, сверстниками и… педагогами. И чем ярче и структурированнее мир, книга, друг и учитель, тем богаче детское мыслительное и эмоциональное творчество.
Во-вторых, детство всегда было, есть и будет периодом освоения и программирования сценариев поведения. Главной матрицей этих сценариев является личностно значимый взрослый. В связи с перегруженностью взрослого населения экономическими заботами все чаще роль идеала играют не родители, а педагоги. Детские взоры обращаются на учителей, и чем ярче учитель, тем оптимистичнее и богаче сценарий.
В-третьих, переход к неидеологическому воспитанию поставил цель воспитания общественно-личностных ценностей в человеке, а распад системы институтов воспитания переложил эту функцию на учителя. Выполнить эту миссию может только активное и публичное начало в педагоге.
В-четвертых, гуманизация содержания образования требует адекватных форм и методов преподавания – оригинально-личностных. Ни современнейшие технические средства, ни новейшие технологии не могут заменить личности учителя.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: новая гуманистическая система образования заработает, когда идея педоцентризма (каждый ребенок – это личность) дополнится идеей педагогоцентризма (каждый учитель обязан быть личностью). Именно этого звена, на мой взгляд, не хватает для реализации новаторских идей в массовой школе.
Основные принципы педагогоцентризма могут быть сформулированы в нескольких нетрадиционных посылах:
1. Не учителя для школы, а школа для учителей.
2. Педагог имеет право на ошибку.
3. Педагогика – это я!
Два первых принципа составляют условия появления и существования яркой личности педагога. До сих пор общество предлагало учителю быть точным функциональным механизмом системы образования, с четко регламентированными действиями и строгой ответственностью.
Замотивированность и ответственность сокращали время реализации личностного до предела. Учитель творил лишь в границах определенного содержания (программы и учебники), традиционного пространства (класс) и времени (урок). Любой выход за рамки воспринимался обществом как покушение на права детей в их обучении. Такой подход исходил из мысли, что единственной безусловной ценностью для общества является ребенок. А учитель – ценность, опосредованная ценностью того же ребенка. Правило: не ученик для учителя, а учитель для ученика в период увлечения педоцентризмом может окончательно закомплексовать педагогов и породить иллюзию возможности замены учителя, который ошибается. На многовариативное и безошибочное технологическое обучение с помощью современных ТСО (компьютеры и др.) и, напротив, отношение к учителю как к цели, а не как к средству позволяет рассчитывать на преображение и педагогов, и педагогики.
Принцип “ПЕДАГОГИКА – ЭТО Я” определяет основные функции учителя в новых условиях. Это и отбор содержания, и творческий подход к методам, и личностная ответственность за результат.
Идеи педагогоцентризма еще только нарождаются в педагогике. Я наметил лишь наиболее общую направленность и самые общие принципы новой стратегии. Но время решения и внедрения этих идей уже торопит, ведь в ХХI веке успех общества будет определен уровнем творческого успеха его членов.

Евгений ТРАВИН,
учитель истории и экономики школы N 2
Кириши,
Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте