Сколько волнений, тревог и надежд переполняют душу первоклассника в ночь перед первым сентября. Но и я, поверьте, волнуюсь не меньше. Каких ребят подарит мне судьба, смогу ли я научить их тому, чему должна?
Ушинский писал: «Научить учиться – вот решение всех проблем». Не могу с ним не согласиться, потому что убедилась в этом на собственном опыте.
Почему взрослые забывают о том, что процесс познания мира осуществляется через чувства и мышление? Ведь мы видим, что все яркое, необычное, новое, именно ему интересное хочется потрогать и понюхать, попробовать на вкус, степень хрупкости и помещаемости в рот. Так происходит накопление новой и ценной для ребенка информации, приобретается опыт «первооткрывателя». Но с возрастом только чувственного познания мира ребенку недостаточно, и тогда он просто засыпает родителей и меня, свою первую учительницу, бесчисленным количеством вопросов: почему? зачем? как? И тогда я поняла, что должна помочь моим ученикам стать исследователями окружающего мира.
Не так уж это и легко, как может показаться на первый взгляд. Вот случай на уроке математики в первом классе. У ребят на парте листы бумаги, на которых изображены отрезки одинаковой длины. А владеют дети лишь тремя способами измерения длины: на глаз, наложением, приложением.
Учитель: Сравните отрезки по длине.
Ученик 1: Первый короче, второй длиннее.
Ученик 2: Ты что, слепой, они же одинаковые!
В классе раздается смех.
Вот оно – поле совместной деятельности. Оказывается, нам надо учиться общаться! И мы не раз на уроке вынуждены «садиться на скамейку спорщиков», для того чтобы учиться слушать, по возможности вежливо доказывать свою точку зрения, принимать чужую позицию. И, безусловно, незаменимой спутницей на нашей «скамейке» будет риторика.
Но как проверить, кто из ребят прав? Они перепробовали все известные способы, но, увы, не давали точного ответа на вопрос: как быть? Что делать дальше? Что тут началось! Идеи потекли рекой. Надо сказать, что у ребят на партах были нитки и мерки из цветной бумаги различной длины. И пока большая часть класса выдвигала гипотезы, кто-то тихо корпел над отрезками. И вдруг раздается крик: «Нашел!» Тимофей выбегает с ниткой в руках. «Смотрите!» Измеряет один и накладывает нитку на другой отрезок.
Ученик 1: Одинаковые!
Ученик 2: Точно!
Ученик 3: Ух, ты!
Ученик 4: Я тоже так хотел сделать!
Почему Тима нашел этот способ, а другие нет? Более внимательный, сообразительный? Ведь он сумел самостоятельно пройти весь путь поиска от начала до конца. Молодец! Оказывается, логике тоже надо учить!
Но достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? Будет ли такой человек счастлив, успешен, любим и уважаем? Вряд ли. Судите сами.
Идем на экскурсию. Только что прошел дождь, кругом лужи, которые мы старательно обходим. И вдруг – плеск! Визг! Рев!!! Мокрые, грязные девчонки и хохочущие мальчишки. Чему учить таких детей? Конечно, человечности. Быть чутким и внимательным, отзывчивым, добрым и порядочным.
У всех зверей – названия,
У человека – звание,
И звание такое,
Обидно уступать.
Свинье необязательно
Вести себя по-свински,
А ты по-человечески
Обязан поступать!
(Б. Заходер)
Чему учить? Когда я размышляю над этим вопросом, то невольно возникает другой: кого? Может быть, начать с себя, с учителя? Может быть, сначала каждый из нас должен научиться тому, что хочет видеть в своих учениках?
Елена ПРОНИЧЕВА, учитель начальных классов средней школы № 2, учитель года Республики Коми-2004, Ухта
Комментарии