Шалве Александровичу Амонашвили исполнилось 94 года! Шен гаихаре, дорогой Учитель! В переводе с грузинского языка это означает: «Да будет Вам радость!».

Месяц март, воспетый нашими поэтами – классиками: «Дух пряный марта» (Александр Блок), «Придет весна и вновь заглянет// Мне в душу милыми очами..»(Марина Цветаева), «Завтра, завтра солнце встанет,// Побегут в ручьях снега,//И весна с улыбкой взглянет// На бессильного врага!» (Валерий Брюсов) и другие, символичен и одухотворен. В это время пробуждается природа, весна дарит нам солнце, свет, радость, надежду на лучшее, что весьма созвучно философии гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, который родился 8 марта в 1931 году в Грузии. Ему сегодня исполнилось 94 года, а значит прошло тридцать четыре тысячи триста тридцать три дня (34 333) с момента его появления на свет.
С некоторых пор Шалва Александрович предпочитает в свои личные праздники говорить не а количестве лет, а называть число прожитых дней, призывая всех нас ценить каждый из них – вчерашний, наступивший, будущий. А цифра «8» согласно нумерологии ассоциируется с бесконечностью… Люди, родившиеся восьмого числа, обладают мудростью, искренностью, они справедливы и честны, трудолюбивы и активны, открыты и отзывчивы, доброжелательны и великодушны, что в полной мере присуще нашему выдающемуся современнику, ученому мирового уровня, которому ниспослано было продолжить то, что делали его предшественники – классики гуманистической педагогики, философии, психологии.

Шалва Александрович Амонашвили, живая легенда современного образования, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, создатель концепции гуманной педагогики также хорошо известен в стране и в мире своим писательским талантом. Его перу принадлежат многочисленные педагогические труды, эзотерические сказки, художественные произведения, рассказы, статьи, книги, часть которых начинала свою жизнь на страницах «Учительской газеты».Среди них «Улыбка моя, где ты?», «Без сердца что поймем», «Будем как солнце» (2003), трактат «Истина Школы» (2006), «Учитель от Бога» (2017), «Оценки» (2020‑2021), «Максимы гуманной педагогики» (2022). Два года назад накануне дня рождения Шалвы Александровича Амонашвили вместе с известным историком образования, профессором, доктором педагогических наук, член-корреспондентом РАО Михаилом Богуславским мы представили 20-томное собрание сочинений великого педагога современности. Уникальное издание под общим названием «Основы гуманной педагогики» включает в себя 38 произведений. Оно создавалось им на протяжении почти 70 лет. Михаил Викторович Богуславский стал главным редактором этого собрания сочинений Шалвы Амонашвили («Учительская газета», №10 от 7 марта, 2023 года).
Имя Шалвы Амонашвили широко известно далеко за пределами России и Грузии, его родины. Напомню некоторые факты из его биографии. Он должен был стать историком Ирана, окончив востоковедческий факультет Тбилисского государственного университета. Но случилось иначе: его увлекли дети, школа, педагогика. Уже на втором курсе молодой Шалва стал пионервожатым, а в 1951 году пошел работать в школу. Там остался на долгие годы. Потом аспирантура и защита кандидатской диссертации в Тбилиси. Далее – встречи с видными психологами, учеными-единомышленниками в Москве, работа над докторской диссертацией в Академии педагогических наук под руководством легендарного ученого Василия Васильевича Давыдова и успешная в 1973 году ее защита. Многое потом происходило в его жизни. Признавали и не признавали. Принимали и отвергали. Мешали, критиковали, по-разному: и открыто, и порой «из-за угла», что позволяло, по словам самого ученого, зреть и развиваться, получать хороший опыт.

Среди тех, кто поддерживал и ценил самобытного, авангардного, смелого, смотрящего вперед, свободолюбивого педагога, которого сегодня справедливо называют классиком гуманистической, передовой педагогики, всегда была и оставалась «Учительская газета», с которой Шалву Амонашвили связывают давние и крепкие узы дружбы. В разные годы он публиковался на страницах нашего издания, особенно начиная с середины 80-х, когда «педагогика сотрудничества» захватила умы и сердца учителей страны. Новая концепция, которую предложили педагоги-новаторы, взорвала образовательное пространство уходящего в прошлое Советского союза, пошатнула устои авторитарной педагогики. Газета первой рассказала о тех, чьи идеи вызвали подъем духа в педагогической среде, опубликовала четыре отчета о каждой встрече учителей-экспериментаторов: в поселке Переделкино в 1986 году, в Грузии в Цинандали в октябре 1987 года, в Москве и Краснодарском крае в 1988-м, став трибуной для новых идей и проектов в образовании.

Магическое сочетание двух слов – «педагогика сотрудничества», было на устах многих учителей, в спорах ученых, в статьях ее сторонников и оппонентов. Но именно Шалва Александрович стал одним из первых, кто емко и убедительно представил гуманистические идеи, вошедшие позже в Манифест педагогов-новаторов, в своей книге «Здравствуйте, дети», которая вышла в свет еще в 1983 году. Позже появились книги «Как живете, дети?» (1986), «Единство целей» (1987), они и составили его знаменитую трилогию «Педагогическая симфония». В монографии «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», которая появилась в 1984 году, обобщались результаты многолетнего экспериментального обучения в начальных школах Грузинской ССР, предлагались революционные для того времени методы обучения «без отметки», формирующие положительное отношение к учению и преодолевающие формализм в школе. Книга, изданная в издательстве «Педагогика», а также и другие работы Амонашвили, переведены на многие языки. Уже в ней Шалва Александрович обозначил свою гуманистическую позицию в педагогике, которая заключалась в принятии ребенка таким, какой он есть, с такой жизнью, которой он живет. Он призывал учителей видеть мир глазами детей, разобраться в стремлениях каждого из них и с помощью тонких педагогических инструментов, психологически обоснованных, направлять жизнь и учение каждого школьника к одной цели – к познанию мира и утверждению добра. Эти важные, ключевые опоры и понятия философской, педагогической стратегии Шалвы Амонашвили доминируют во всех других его последующих научных работах, книгах, статьях, в практике преподавания, на семинарах, в публичных выступлениях, в его литературных произведениях, эзотерических сказках, в личной и общественной жизни в целом. Замечу и другое: для многих участников конкурса «Учитель года России», который газета инициировала в 1989 году, концепция гуманной педагогики Шалвы Амонашвили стала важнейшей составляющей их педагогической деятельности.

Чтобы понять и принять идеи, которые исповедует Шалва Амонашвили и его сторонники, единомышленники, последователи, нужно снова и снова открывать и читать его книги, ответственно и глубоко погружаясь в философию его гуманной педагогики. Приведу несколько формулировок, связанных с «творением нового образовательного мира в настоящем и будущем», которые родились у него в результате «долгой педагогической жизни». О них Шалва Александрович написал в одной из своих статей, опубликованных в нашем издании («Учительская газета» №41 от 13 октября 2020 года). Вот некоторые из них:
- Педагогическое сознание нуждается в измерении духовности, материалистическое понимание образования – тупиковое.
- Образовательная практика нуждается в психологии согласия, психология управления унижает детство и омрачает жизнь и детей, их учителей и воспитателей.
- Школа обязана стать очагом духовного и нравственного становления растущих людей, ограничение себя обучающей функцией снижает необходимость школы для общества.
- Школа должна воспитывать учеников для жизни с помощью самой жизни, а не обещать готовить их к жизни.
- Истинное образование нуждается в образовательных курсах, а так называемые учебные предметы отводят школу от образования (обучение – ни есть образование).
- Синтез и горизонты наук со своими допущениями и гипотезами есть истина содержания образования, а не стандартизированные основы наук, обращенные к прошлому.
- Школа нуждается в многообразии и в свободном творчестве, однотипность и стандартность закрывают путь развития образования.
- Учительский труд возводится до педагогического искусства, а не сужается до методики и «технологии» образования.
- Чуткая и красивая любовь к ученикам и духовная общность с ними должны стать законом общения в образовательных процессах, а не дистанцированные отношения.
- Радость жизни и познания должны снабжать мотивационные устремления школьников, а не оценки и отметки, строгости и принуждения.
- Из педагогических понятий должна быть высвобождена их гуманная суть: вместо заложенных в них авторитарных доминант, она призвана занять свое достойное место.
- Если учитель не меняется, школа не изменится. Д.С. Лихачев сказал: «Где хорошие учителя, там хорошие ученики». Какая правда? А где плохие учителя? Там плохие дети! Где хорошие мамочки – там какие дети? А если мамочки и папочки дурные люди, какие будут дети? Простая мудрость.
- Истинная или Будущая школа – это не здание, это личность учителя.
- Учитель, который знает классиков… всегда найдет, как через свой образовательный курс не только дать знания ребенку, но и расширить его сознание. Не знание, а сознание. Без сознания знания не набираются. Узкое сознание – мало знаний набирает. Расширенное – много.

Одна из любимых цитат Шалвы Амонашвили принадлежит Льву Толстому: «Душа каждого человека – как алмаз. Но от самого человека зависит: сделается этот алмаз бриллиантом или нет». Отталкиваясь от нее, педагог-просветитель, наставник подчеркивает: истинное образование есть прежде всего воспитание духа, а смысл жизни – наносить лучшие грани на свой алмаз души, к чему наш великий современник не устает призывать детей и взрослых, молодых и зрелых, женщин и мужчин, всех жителей планеты.
На недавнем семинаре, который проходил феврале в Москве, имела радость и удовольствие снова встретиться с Шалвой Александровичем, вновь и вновь не переставала восхищаться его мудростью и просветительским талантом, тем, что он на подъеме, что по-прежнему энергичен, весь в делах, в работе, в творчестве. И, как прежде и всегда, стройный и элегантный мужчина, в красивом, изысканном костюме, любезный, вежливый, по-настоящему интеллигентный и утонченный в манерах и в общении человек. А какой мудрый и проницательный ученый – психолог, педагог, философ, полный сил, планов и творческих замыслов! Шалико, так держать! Только самые близкие родные так обращаются к нему, но сегодня и я позволю себе такую вольность и скажу Учителю огромное, вселенское спасибо за то, что задает нам самые высокие параметры нашего земного пребывания в этом мире. Как же здорово, что Шалва Александрович по-прежнему бесконечно влюблен в жизнь, в детей, в своих многочисленных учеников, в природу, в красоту мира, в облака, которые, как сказал поэт, есть думы гор. Так пусть же любимые Кавказские горы всегда будут с Вами, дорогой, глубокоуважаемый именинник! Пусть они вдохновляют Вас на созидание и творчество, которые открывают каждому из нас особый мир духовных ориентиров гуманной педагогики. Это важно и для нас, ваших современников, и для будущих поколений. И пусть, как сказано в вашей книге «Учитель от Бога», над вершинами гор чаще появляются «написанные облаками слова», которые и есть суть жизни: Любовь, Вера, Великодушие, Благородство, Доброта, Милосердие, Терпение, Прощение… Служение!
С днем рождения, наш дорогой и любимый Шалва Александрович! Прошло 34 тысячи 333 дня с момента, когда весной 8 марта 1931 года Вы пришли в этот мир на радость родителям и всем нам. Пусть число этих дней увеличивается бесконечно, пусть Ваши дни прирастают и приумножаются. Живите, пожалуйста, долго-долго! Вы нам очень нужны! Ваши года, Шалва Александрович, – наше богатство!
Послесловие
Выступая недавно на семинаре-практикуме в Центральном Доме работников искусств в Москве, который проходил в январе этого года, Шалва Александрович обратился к мужчинам, к мужьям со словами, которые, полагаю, сегодня, 8 марта, в женский праздник будут особенно важны и актуальны:
«Милые мужчины, примите ваших жен, женщин, как богинь. А с богинями так просто обращаться нельзя. Только с преклонением, с уважением, с любовью! Дарите им радость… Делайте это до конца жизни! И счастье искать не надо будет… Пишите им стихи, письма. Моя жена ушла, а я и сейчас пишу ей в небо, потому что она богиня – была и осталась навсегда!…
Лев Николаевич Толстой сказал – «где есть благая семья, проблемы воспитания исчезают». Показывайте вашим детям образы вашей любви: как нежно вы любите свою жену, как восхищаетесь и уважаете ее!».
Комментарии