Три хозяйки встречают гостей хлебом-солью.
1-я: Добро пожаловать, гости дорогие!
2-я: Веселья вам да радости желаем.
3-я: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.
1-я: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
2-я: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
1-й гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
3-я: В тесноте – не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?
Дымковские гости
1-й гость: Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли в подарок дымковскую игрушку. Чем знаменито Дымково?
2-й гость:
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Сырости сырой,
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
3-й гость:
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
4-й гость: Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где происходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием свистунья.
5-й гость: А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Хлынову грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
6-й гость: С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанные с игрушкой, которую он держит в руке.
Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.
Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой –
Красный, белый, золотой!
Дети исполняют русскую народную песню “Во поле березка стояла”.
1-я хозяйка: Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. А что скажете – расскажете вы, гости желанные?
Гости с матрешками
1-й гость:
Как две радуги – брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем свежее моркови
Глянцевитые щеки горят.
2-й гость: Ну что, узнали? Это наша матрешка. Ей почти 100 лет. А начиналось все вот так. В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика.
Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась.
3-й гость: И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.
4-й гость:
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с ванькой-встанькой,
как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный
мастер,
В нивах шумных, в сказочном
лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
5-й гость:
На щеках навел зари румянец,
Неба синь вплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
6-й гость:
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Группа детей танцует танец “Русские матрешки”.
1-я хозяйка: Спасибо, гости дорогие! А теперь слово вам, мастера Гжели.
Гости из Гжели.
Гости держат в руках гжельскую посуду.
1-й гость:
Фарфоровые чайники,
подсвечники, часы,
животные и птицы
невиданной красы.
2-й гость:
Деревня в Подмосковье
прославилась теперь.
Известно всем в народе
ее название – Гжель.
3-й гость:
Гордятся в Гжели жители
небесной синевой,
не встретите на свете вы
красоты такой.
4-й гость:
Голубизну небесную,
что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
легко перенесла.
5-й гость:
У каждого художника
есть свой узор любимый,
и в каждом отражается
сторонушка родимая.
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние –
и мастерство волшебное
достойно восхищения.
6-й гость:
Из этих чашек с розами
ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
сердечнее встречай.
Детьми исполняется песня “По малину в сад пойдем” (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
1-я хозяйка: Подарки ваши принимаем с радостью. Спасибо вам за них. А теперь наступает черед новых гостей.
Городецкие гости.
Гости с городецкими игрушками в руках.
1-й гость:
Привезли вам поклон
и подарки свои
со сторонки родной,
где живут журавли.
2-й гость:
С мест, что Волгой омыты,
где рассвет золотой,
где умыты ракиты
голубою водой.
3-й гость:
Городецкая роспись –
как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
молодецкая стать.
4-й гость:
Здесь такие букеты,
что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
что ни в сказке сказать.
5-й гость:
Посмотрите на роспись –
сочность красок манит.
Городецкая роспись
душу нам веселит.
Исполняется русская народная песня “Я на камушке сижу”.
Хозяева
Хозяева держат в руках хохломские поделки
1-я хозяйка: Много интересного узнали мы от вас, гости дорогие. Теперь и наш черед о себе рассказать, свои навыки показать. А начнем мы с легенды.
2-я: Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, полки, стол, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой.
3-я: Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани. И кроме птиц очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические узоры, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калинку.
4-я:
Простые по форме,
А радуют взор.
Богат и наряден
чудесный узор.
По золоту фона
затейливой змейкой
орнамент здесь вьется,
попробуй сумей-ка.
5-я:
А где-то кудрины
по черному фону
мерцают, как звезды,
в небесном раздолье.
Еще характерен
для всей хохломы
чудесный рисунок
волшебной травы.
Дети разыгрывают инсценировку сказки “Курочка Ряба”.
1-я хозяйка: Вот и закончили мы свой рассказ о Хохломе. Смотрю на ваши подарки – налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду, все ремесла хороши.
Ирина ИВАНЦОВА
Усолье-Сибирское, Иркутская область
Комментарии