Коллективные способы обучения позволяют активизировать учебный процесс таким образом, чтобы каждый школьник выступал одновременно в роли ученика и учителя.
На уроках граждановедения мы используем в основном две методики: мониторов и опроса мнений. Методика мониторов предназначена для работы над учебным текстом, текстом документа, для получения новой информации. Учебный текст разделяется на смысловые части. Для каждой готовится карточка, которая содержит вопросы к тексту. Обычно это 2-3 вопроса репродуктивного характера и один – обобщающего. Каждая карточка имеет свой номер и цветовой сигнал. Эта методика предполагает работу в парах, где один ученик является учителем, другой – учащимся. По ходу работы ребята свободно передвигаются по классу до тех пор, пока не изучат всю тему. По окончании работы производится опрос либо дается тест.
Алгоритм работы.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. “Учитель” пересказывает прочитанное.
3. “Ученик” задает вопросы с карточки.
4. “Учитель” отвечает на вопросы и задает обобщающий вопрос “ученику”.
5. Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, возвращайтесь к пункту первому.
6. “Учитель” становится “учеником” и уходит работать с другой карточкой.
7. “Ученик” становится “учителем и остается на месте”.
Данная методика позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учащихся, формировать учебные навыки работы с текстом, связного пересказа, работы в парах.
Наиболее часто на уроках граждановедения используется методика опроса мнений. Она подходит как для вводных уроков, так и для итоговых, так как позволяет выявить представления всех учащихся по изученной теме. Для подготовки такого занятия учитель составляет несколько ключевых вопросов, вокруг которых пойдет обсуждение темы. Количество рабочих групп определяется числом вопросов (обычно 4-5). Класс разделяется на группы. Каждая получает вопрос и алгоритм работы.
Алгоритм работы.
1. Внимательно прочитайте вопрос и перепишите его в тетрадь.
2. Найдите пару для работы из другой группы.
3. Задайте свой вопрос – запишите ответ.
4. Дайте ответ на вопрос вашего партнера.
5. Смотрите пункт 2 (пока не поработаете с представителями каждой группы).
6. Возвращайтесь в свою группу.
7. Обсудите все полученные ответы, обобщите их, сделайте вывод.
После работы в группах происходит общее обсуждение. Таким образом, в течение урока мы получаем картину представлений ребят по интересующим нас вопросам. Кроме этого, у учащихся формируются навыки работы в группе, в паре, умение обобщать, систематизировать.
Урок с использованием методики мониторов.
Тема “Организация государственной власти”.
9-й класс
Цели: развить представления учащихся о разных формах государственного устройства и политических режимов; формировать навыки работы с текстом, в паре.
Материалы: Я.Соколов, А.Прутченков, “Граждановедение”.
Понятия: власть, авторитаризм, тоталитаризм, демократическая власть, республика.
(См. таблицу 1)
Ход урока
Учитель объясняет цели и задачи урока. Говорит о видах деятельности учащихся на каждом этапе занятия. Напоминает алгоритм работы по методике мониторов.
Тема урока разделена на две части:
Карточка N 1.
Тема. Виды власти.
1. Как вы понимаете, что такое власть?
2. Что такое авторитаризм. Его цели?
3. Что такое тоталитаризм, его цели?
На чем основывается власть, организованная в интересах одного или нескольких лиц?
Карточка N 2.
Тема. Демократия.
1. Что такое демократическая власть?
2. Что такое республика?
3. Приведите примеры из Конституции, доказывающие, что Россия является республикой.
В чем вы видите преимущества демократической власти?
3. По окончании работы учащихся с текстом для уточнения и закрепления знаний, в ходе беседы составляется схема “Классификация современных государств” (О.Мушинский “Основы правоведения”). (См. схему.)
4. Проверочный тест.
Проверочная работа по теме “Организация власти”.
1. Дополни.
Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей называется .
2. Выбери ответ:
Форма государственного устройства, при которой несколько государств составляют одно государство называется:
а) унитарное государство;
б) Федерация;
в) Конфедерация.
3. По перечисленным признакам определите
3.1. Вид политического режима:
а) диктатор;
б) подавление оппозиции;
в) опора на насилие и жестокость.
3.2. Форма правления:
а) высшие органы власти избираются;
б) глава государства является выборным и сменяемым;
в) граждане имеют возможность участвовать в управлении государством.
4. Убрать лишнее.
К признакам демократической власти относятся:
а) власть организована самим народом;
б) действует в интересах народа;
в) избираются высшие органы власти;
г) парламент назначается президентом.
Ответы: 1. Власть. 2. б. 3.1. Авторитаризм. 3.2. Республика. 4. г. 5. 1в, 2а, 3б.
Урок с использованием методики опроса мнений.
Тема “Зачем человеку права”.
8-й класс
Цели: развить представления учащихся о правах человека как социальной ценности; показать назначение прав человека в обществе; формировать навыки работы в группе, в паре, выражать собственное мнение, анализировать.
(См. таблицу 2)
Ход урока
Введение.
Учитель ставит цели и задачи урока, знакомит детей с проблемой прав человека. Объясняет каждый этап урока. Напоминает алгоритм работы по методике опроса мнений.
2. Работа в группах.
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете, что такое права человека?
Назовите три, по вашему мнению, главные права человека?
Бывают ли случаи, когда нарушаются ваши права, какие?
Случалось ли вам нарушать права других людей, какие?
Как вы думаете, можно ли защищать права человека, как?
Класс делится на 5 групп и работает по алгоритму.
Обсуждение происходит следующим образом. Представители каждой группы выступают перед классом с итогами работы. Если позволяют собранные ответы, то результаты могут быть представлены в виде диаграмм и графиков. Обсуждение обязательно должно затрагивать основной вопрос урока “Зачем человеку права”. Восьмиклассники делают выводы и высказывают свое мнение по этому поводу.
Т.ВЕСЕЛКОВА,
учитель гимназии
Удмуртия
Таблица 1
Таблица 2
Комментарии